TADетали:
Как меняются технологии, провайдеры и заказчики облачных услуг
Российский облачный рынок на протяжении последних лет последовательно эволюционирует и трансформируется. Кардинально меняются запросы клиентов, возможности провайдеров и состав лидирующих игроков. В последних тенденциях в этом ИТ-сегменте помог разобраться Павел Колмычек, операционный директор «Крок Облачные сервисы».
Облачный рынок в России сейчас и пять лет назад — это небо и земля
Даже в 2015 году, не говоря уже о 2010, когда в России только начал формироваться облачный рынок, клиенты относились к облачным услугам как к некоему не до конца понятному ИТ-инструменту, который теоретически может принести пользу, но как его лучше применять, еще непонятно. Облака использовались в большей мере как основа для малозначимых сервисов. Однако за несколько лет ситуация серьезно изменилась. Выросла значимость облачных сервисов фактически для всех отраслевых сегментов. Например, в сторону облаков стали пристально смотреть банки (и не только с целью запуска тестовых сред), и ритейл, и быстроразвивающиеся онлайн-игроки. Во-вторых, расширился спектр использования облачных сервисов: от традиционного IaaS до гибко настраиваемых сред разработки, резервных инфраструктур, инфраструктур для ресурсоемких задач, типа SAP или Big Data. Параллельно с этим усилилась конкуренция и ускорилась консолидация провайдеров.
На рынок выходят новые игроки — кто они?
Буквально за год-два изменилась первая десятка провайдеров облачных услуг. В ней появились новые имена. В дополнение к поставщикам услуг ЦОДов пришли крупные ИТ-компании и телеком-провайдеры. Главное преимущество ИТ-компаний — наличие внутренних компетенций по разработке, однако далеко не всегда они обладают опытом создания кастомизированных решений, которые пользуются наибольшим спросом в среде крупного бизнеса. У телеком-провайдеров сильная сторона — огромный канал продаж, насчитывающий сотни или порой тысячи сейлов, однако их слабой стороной является технологическая экспертиза в целом.
На фоне усиливающейся конкуренции плюсом становится как раз экспертиза в смежных областях и возможность оперировать сразу на нескольких рынках, а также опыт крупных проектов. И эта синергетическая экспертиза есть, например, у облачных интеграторов, к которым в полной мере относится «Крок Облачные сервисы» — бизнес-юнит ИТ-компании «Крок». Такие игроки являются одновременно и провайдерами, и интеграторами, оказывая еще и консалтинговые услуги, поддержку и сопровождение бизнес-сервисов заказчиков. У этой категории компаний сейчас наилучшие перспективы на растущем облачном рынке.
Российские организации становятся все более облачно-ориентированными. Что сигнализирует об этом?
Пользователи облаков становятся профессиональными. Три года назад заказчики воспринимали облако как место, где можно запустить виртуальную машину, и сравнивали стоимость набора виртуальных машин со стоимостью аналогичного физического сервера. В таком сравнении облака проигрывали, потому что заказчики не использовали ключевые преимущества облачных платформ.
Сейчас появились заказчики, которые строят по-настоящему динамические инфраструктуры. Мы видим целый ряд компаний, которые выключают на ночь или на выходные часть мощностей, или вообще изменяют ИТ-ландшафт в зависимости от показаний мониторинга, чтобы использовать ровно те ресурсы, которые нужны. Другой пример: при повышении нагрузки на систему хранения данных можно динамически увеличить ее производительность на 10, 100 или 1000% и после спада нагрузки вернуть исходные настройки. Все изменения можно делать «на лету». В этот момент облачная экономика становится гораздо выигрышнее. Зачастую даже для решения прикладных задач бывает удобнее воспользоваться каким-либо облачным решением, чем покупать лицензию, искать людей для администрирования системы, поддерживать ее.Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг
Кроме того, клиенты стали все чаще обращаться с вопросами: «как сделать правильно», «как избежать возможных подводных камней». Это помогает обеим сторонам: заказчик получает более надежную, более гибкую инфраструктуру, а провайдер — довольного и лояльного пользователя. В противном случае все построенные, исходя из неправильных ТЗ, системы когда-то начинают сбоить, и клиент просто косвенно винит в этом и само облако.
Как меняются запросы потребителей облачных услуг?
В числе клиентов появляется множество компаний, которые изначально всю разработку строят на автоматизации и используют не отдельные виртуальные машины, а облачную инфраструктуру целиком. Как раз ради этого и стоило покупать облака всегда, просто раньше на стороне заказчика было очень мало ИТ-специалистов, которые это понимали и умели с такими сервисами работать.
Стоит отметить рост числа технологических запросов. Например, недавно контейнеризация была экстраординарным запросом, а сейчас упоминается ежедневно. Это связано с ростом популярности облака среди разработчиков. За прошлый год количество таких клиентов в структуре выручки «Крок Облачные сервисы» увеличилось почти в три раза. Эта категория заказчиков ценит адаптивность облака к меняющимся нагрузкам и возможность сократить time to market при разработке новых клиентских сервисов. И именно для этой категории клиентов мы дополнили портфолио наших услуг поверх облака Managed Kubernetes — управляемым сервисом развертывания и поддержки кластера Kubernetes для команд продакт-менеджеров и разработчиков ИТ-продуктов. Managed Kubernetes может быть использован разово, например, чтобы доказать одну из гипотез, либо на постоянной основе — если в компании мало квалифицированных DevOps-специалистов, которые этот кластер могут развернуть самостоятельно. А в ближайшей перспективе мы планируем заменить Managed Kubernetes на еще более удобную, полностью автоматизированную и нативно встроенную платформу.
Железа хватит на всех
Облака продолжают расти крайне быстро. По объему памяти, по числу виртуальных ядер и дисковому пространству облако «Крок» растет на 70–100% процентов ежегодно. Под все поступающие запросы поставляется самое новое железо. Например, в начале 2020 года мы внедрили новый тип дисков на SDS, который доработали, чтобы заказчики могли вручную устанавливать нужную производительность IOPS и тем самым гибче управлять ресурсами. Такого больше нет ни у кого на российском рынке.
Как и раньше, основу нашей инфраструктуры составляют программно-аппаратные продукты Dell Technologies. Так, например, облако «Крок» построено с использованием серверов Dell EMC PowerEdge и программно-определяемого решения Dell EMC Scale IO. Надежные и высокопроизводительные продукты партнера не раз выручали нас при решении амбициозных задач клиентов. Поэтому в 2019 году мы масштабировали аппаратную составляющую платформы на 70%, используя решения Dell Technologies, а также запланировали масштабный апгрейд на 2020.
Новое оборудование — это новые возможности. Например, это возможность «дробить» облака до нужного размера — и в итоге сокращать затраты на облачные услуги. Один из примеров — наш кейс для сети «Кораблик». Выбор облака «Крок» был обусловлен в том числе возможностью более эффективного использования серверных ресурсов — до 1 гигагерц.
Примечательно, что при условии 4-кратного роста нашей инфраструктуры число людей, которые ее администрируют, практически не изменилось. Чтобы продолжать быть конкурентоспособными на рынке, нужно автоматизировать внутренние процессы. Если раньше, чтобы ввести каждый новый сервер, сисадмин «разливал» на него операционную систему в полуручном режиме и проводил дальнейшие настройки, то сейчас достаточно после монтажа нажать пару кнопок. Это тоже «фича» нашего отдела эксплуатации. Среди других интересных опций, которые заказчики, возможно, не видят, но которые помогают нам обеспечить высокое качество сервиса, можно отметить интеллектуальную систему мониторинга загрузки виртуальных машин на основе нейросети.
Плотная облачность. Что будет с переподпиской?
От переподписки объективно сложно уйти. Если одно физическое ядро отдавать только одной виртуальной машине, то серверы будут загружены в среднем на 10–15% и эффективность их использования никогда не сможет превысить 40%. По этой причине все провайдеры вводят коэффициент переподписки, то есть на одно физическое ядро сервера размещают какое-то количество виртуальных ядер машин. Есть кейсы, когда на одно физическое ядро приходится аж восемь виртуальных. Конечно, провайдеру в таком режиме предоставлять сервисы гораздо удобнее и продать их можно заметно дешевле, но заказчики гарантированно начинают «толкаться локтями». Для компаний первого эшелона — госкорпораций, банков из первой сотни, страховых компаний — дефицит вычислительной мощности может быть очень болезненным, поэтому они выберут тех, у кого коэффициент переподписки очень консервативный. Так как это как раз костяк нашей клиентской базы, к переподписке мы подходим очень осторожно, чтобы заказчики практически никогда не замечали соседей.
Как хранить в облаке персональные данные?
Персональные данные делятся по уровням защиты. Наиболее распространенные — это третья и четвертая категории, с ними можно работать в публичных облаках. Некоторые провайдеры заявляют, что они в том же самом облаке разместят и вторую категорию. В этом есть некое лукавство: с точки зрения нормативных документов, если в какой-то коробке лежат персданные второй категории, все, что подключается к ней, должно соответствовать второй категории. Как только приходит заказчик с третьей или четвертой категорией данных, он «ломает» вторую категорию провайдера.
Задача хранения персональных данных первой и второй категории актуальна для государственных сервисов или медицинских организаций. Но зачастую у заказчиков нет ресурсов, чтобы построить полноценный дата-центр, поэтому они приходят к облачным провайдерам. Проблема в том, что в публичном облаке хранить персональные данные таких категорий нельзя, потому что для этого требуется аттестовывать гипервизор. С учетом динамики развития облачных платформ это является практически нерешаемой задачей.
Решением становится выделенная инфраструктура на базе ЦОД. Это специально спроектированная среда со всеми сертифицированными средствами защиты. Подобная инфраструктура в дальнейшем аттестовывается провайдером на соответствие ФСТЭК. Уже несколько лет мы предоставляем вычислительные ресурсы в инфраструктуре, аттестованной по 2 категории, одному из федеральных министерств. Не так давно мы предоставили выделенные ресурсы в дата-центре и аттестовали их для одного государственного научного института.
Как развивается инфраструктура облака «Крок»
Как уже было сказано, еще в 2018 году мы начали перестраивать подсистемы хранения с помощью продуктов Dell EMC, добавлять им скорости и стабильности. Сейчас уже значительная их часть модернизирована, увеличено число типов хранения. Мы отказываемся от последних физических систем хранения в пользу программно-определяемых систем хранения данных, SDS. Также в этом году обновим всю сетевую подсистему — уже начали переход на обновленное сетевое железо и более современный SDN. Предыдущие работают хорошо, но ограничивают нас по новому функционалу. Кроме того, мы стали использовать новые высокочастотные процессоры Intel. Благодаря им системы класса «1С» могут работать в облаке столь же производительно, как и в локальной инфраструктуре. Раньше добиться этого нам не удавалось.
В развитии продуктового портфеля ведем несколько параллельных активностей — разрабатываем продукты, которые можно использовать поверх ЦОДа и облака. Например, предлагаем систему для хранения и анализа больших данных из облака заказчикам, для которых покупка оборудования именно под такую задачу была бы слишком дорогостоящей. Кроме того, мы предлагаем несколько классов систем по информационной безопасности, включая систему защиты веб-приложений от различных атак. Примечательно, что это не тиражные, а кастомизированные продукты с индивидуальной настройкой под каждого заказчика.
И в развитии продуктового портфолио, и в целом в следовании стратегии бизнес-юнита мы отталкиваемся в первую очередь от того, что востребовано клиентами и может позволить им получить дополнительные конкурентные преимущества. В этом плане мы стремимся быть полноценным бизнес-партнером, который знает, что нужно заказчику и понимает, с помощью каких инструментов реально реализовать его насущную задачу.