| Customer Relationship Management Управление взаимоотношениями с клиентами | ||
|
Генеральный партнёр обзора:
Партнёры обзора:
| |
Российский рынок CRM-решений претерпевает серьезные изменения. После ухода западных вендоров он активно прирастает отечественными решениями. Крупный бизнес осторожно подходит к импортозамещению, и, если не находит подходящего аналога зарубежным системам, предпочитает разрабатывать его самостоятельно. Как участники рынка оценивают его состояние, какие требования предъявляют заказчики к ПО и что драйвит рынок – в новом обзоре TAdviser.
На российском рынке CRM происходит глобальное перераспределение между зарубежными и российскими вендорами. Часть российских разработчиков сегодня предлагают относительно дешевые коробочные CRM-решения, другие – предпочитают самостоятельно или с партнерами заниматься продажей и внедрением своих продуктов. Независимые интеграторы CRM-решений в большей степени двигаются в сторону разработки CRM для заказчика на базе low-code-платформ или open-source-компонентов, чем в направлении внедрения российских CRM. Также широко применяются решения на базе микросервисной архитектуры, где для каждого заказчика создается уникальный набор модулей и решений.
По мнению некоторых экспертов, со временем это может привести к увеличению числа вендоров на рынке и расширению предложения CRM-продуктов для заказчиков. В целом, компании сформировали планы по импортозамещению и начали активно выбирать партнеров. А разработчики, под воздействием клиентских запросов, стали делать упор на развитие и расширение функциональности своих решений.
По оценке TAdviser, рост рынка в 2022 году замедлился до 8%, его объем достиг 23,5 млрд руб. По предварительным итогам 2023 года объем российского рынка CRM увеличится до 28,2 млрд руб. при динамике 20%. Подробнее...
Крупнейшие поставщики CRM-систем
Лидером рейтинга крупнейших поставщиков CRM-систем в России по итогам 2022 года стала группа компаний Ланит. Её выручка от внедрения собственных и сторонних CRM составила 2,3 млрд руб. В первую пятерку также вошли компании Лига Цифровой Экономики, 1С-Рарус, Инфосистемы Джет и GlowByte.
TAdviser поговорил с экспертами российского рынка CRM-систем и выделил ряд технологических трендов, актуальные в 2023-2024 годах. По мнению экспертов, заказчикам нужна в первую очередь гибкость систем и возможность расширять ее функциональность. Поэтому растет интерес к микросервисной архитектуре и Low-code инструментам. Подробнее...
Последние полтора года на рынке CRM-систем множество заказчиков столкнулись с тем, что сроки использования иностранных систем подходят к завершению, или что в будущем произойдет отключение от этих систем. В более удачном положении находятся клиенты, чей бизнес сохранился, несмотря на все изменения (международные компании, не ушедшие с российского рынка). В первую очередь со сложностями сталкиваются пользователи облачных версий иностранных СRМ-систем. Если у вендора была принципиальная возможность «приземления» решения, то клиенты использовали в основном ее. Если не было – переходили на отечественные решения. Подробнее...
Согласно информации о проектах, содержащейся в базе TAdviser, за последние 4 года CRM-системы чаще всего внедрялись в трех отраслях - в торговле, в сфере информационных технологий и в области финансовых услуг. На их долю приходится более 34% от всех реализованных проектов, известных TAdviser.
С 2020 по 2023 год база TAdviser пополнилась информацией о более чем 1400 проектов. Если рассматривать этот массив данных с точки зрения вендоров CRM, то можно выделить компании-лидеры, разработки которых внедряются чаще всего.
Больше всего CRM-проектов за этот период было реализовано на решениях компании Creatio (Террасофт). Другие лидирующие вендоры отмечены на диаграмме ниже.
Всего же за весь период наблюдений TAdviser аккумулировал данные о почти 5000 CRM-проектов.
Новости
- «БурСервис» автоматизировал процессы продаж на базе платформы BPMSoft
- «Корус Консалтинг» перевел «Новомет» на российскую CRM-платформу
- Цифровая трансформация «Татнефти»: как автоматизировать внутренний сервис для тысяч сотрудников нефтяной компании
- «Римера» оптимизировала работу с документами и поиск информации с помощью интранет-портала от «Норбит»
Creatio (ранее bpm’online)
ELMA CRM+
Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich)
1С-Битрикс24
1С:CRM КОРП
Другие
Creatio (ранее bpm’online)
Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich)
1С-Битрикс24
Comindware Business Application Platform
ELMA CRM+
Другие
1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2
1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2
Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich)
Okdesk Система учета и регистрации заявок для малых и средних сервисных компаний
Okdesk Система учета и регистрации заявок для малых и средних сервисных компаний
Другие
№ | Название продукта | Вендор | Подрядчиков | Проектов внедрений |
---|---|---|---|---|
1 | Creatio (ранее bpm’online) | Creatio | ||
2 | ELMA CRM+ | Elma (Элма, Интеллект Лаб, Практика БПМ) | ||
3 | Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich) | Alexrovich (Элиас-Новосибирск) | ||
4 | 1С-Битрикс24 | 1С-Битрикс | ||
5 | 1С:CRM КОРП | 1С-Рарус | ||
6 | Первая Форма (система управления) | Первая Форма (1Форма) | ||
7 | Comindware Business Application Platform | Comindware (Колловэар) | ||
8 | 1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2 | 1С Акционерное общество | ||
9 | 1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2 | 1С-Рарус | ||
10 | Okdesk Система учета и регистрации заявок для малых и средних сервисных компаний | Okdesk (Облачные Решения) |
Распределение базовых систем по количеству проектов, включая партнерские решения (проекты, партнерские проекты)
Creatio (ранее bpm’online) - 33 (33, 0)
ELMA CRM+ - 12 (12, 0)
Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich) - 11 (11, 0)
1С-Битрикс24 - 9 (9, 0)
Первая Форма (система управления) - 5 (5, 0)
Другие 45
Creatio (ранее bpm’online) - 6 (6, 0)
Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich) - 5 (5, 0)
1С-Битрикс24 - 3 (3, 0)
Comindware Business Application Platform - 3 (3, 0)
1С:CRM ПРОФ - 2 (0, 2)
Другие 5
Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich) - 3 (3, 0)
1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2 - 3 (3, 0)
1С:CRM КОРП - 2 (0, 2)
ELMA CRM+ - 2 (2, 0)
Okdesk Система учета и регистрации заявок для малых и средних сервисных компаний - 2 (2, 0)
Другие 0
Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich) - 2 (2, 0)
1С:CRM ПРОФ - 2 (0, 2)
1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2 - 1 (1, 0)
Другие -2
Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения
Creatio (ранее bpm’online) - 33
ELMA CRM+ - 12
Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich) - 11
1С-Битрикс24 - 9
1С:CRM КОРП - 8
Другие 71
Creatio (ранее bpm’online) - 6
Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich) - 5
1С-Битрикс24 - 3
Comindware Business Application Platform - 3
ELMA CRM+ - 2
Другие 10
Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich) - 3
1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2 - 3
АКАМ: Инвестиционные проекты для 1С:CRM - 2
ELMA CRM+ - 2
Okdesk Система учета и регистрации заявок для малых и средних сервисных компаний - 2
Другие 6
Распределение систем по количеству лицензий,
включая продукты партнёров на базе базовых решений вендора
Первая Форма (система управления) (735)
Creatio (ранее bpm’online) (395)
1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2 (283)
1С:CRM КОРП (125)
1С:CRM ПРОФ (52)
Другие (106)
Первая Форма (система управления) (110)
1С:CRM КОРП (26)
АКАМ: Модуль Торги для 1С:CRM (11)
1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM) (1)
Другие (0)
1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2 (132)
1С:CRM КОРП (21)
1С:CRM ПРОФ (21)
АКАМ: Инвестиционные проекты для 1С:CRM (10)
Другие (0)