| Customer Relationship Management Управление взаимоотношениями с клиентами | ||
|
Генеральный партнёр обзора:
Партнёры обзора:
| |
Российский рынок CRM-решений претерпевает серьезные изменения. После ухода западных вендоров он активно прирастает отечественными решениями. Крупный бизнес осторожно подходит к импортозамещению, и, если не находит подходящего аналога зарубежным системам, предпочитает разрабатывать его самостоятельно. Как участники рынка оценивают его состояние, какие требования предъявляют заказчики к ПО и что драйвит рынок – в новом обзоре TAdviser.
На российском рынке CRM происходит глобальное перераспределение между зарубежными и российскими вендорами. Часть российских разработчиков сегодня предлагают относительно дешевые коробочные CRM-решения, другие – предпочитают самостоятельно или с партнерами заниматься продажей и внедрением своих продуктов. Независимые интеграторы CRM-решений в большей степени двигаются в сторону разработки CRM для заказчика на базе low-code-платформ или open-source-компонентов, чем в направлении внедрения российских CRM. Также широко применяются решения на базе микросервисной архитектуры, где для каждого заказчика создается уникальный набор модулей и решений.
По мнению некоторых экспертов, со временем это может привести к увеличению числа вендоров на рынке и расширению предложения CRM-продуктов для заказчиков. В целом, компании сформировали планы по импортозамещению и начали активно выбирать партнеров. А разработчики, под воздействием клиентских запросов, стали делать упор на развитие и расширение функциональности своих решений.
По оценке TAdviser, рост рынка в 2022 году замедлился до 8%, его объем достиг 23,5 млрд руб. По предварительным итогам 2023 года объем российского рынка CRM увеличится до 28,2 млрд руб. при динамике 20%. Подробнее...
Крупнейшие поставщики CRM-систем
Лидером рейтинга крупнейших поставщиков CRM-систем в России по итогам 2022 года стала группа компаний Ланит. Её выручка от внедрения собственных и сторонних CRM составила 2,3 млрд руб. В первую пятерку также вошли компании Лига Цифровой Экономики, 1С-Рарус, Инфосистемы Джет и GlowByte.
TAdviser поговорил с экспертами российского рынка CRM-систем и выделил ряд технологических трендов, актуальные в 2023-2024 годах. По мнению экспертов, заказчикам нужна в первую очередь гибкость систем и возможность расширять ее функциональность. Поэтому растет интерес к микросервисной архитектуре и Low-code инструментам. Подробнее...
Последние полтора года на рынке CRM-систем множество заказчиков столкнулись с тем, что сроки использования иностранных систем подходят к завершению, или что в будущем произойдет отключение от этих систем. В более удачном положении находятся клиенты, чей бизнес сохранился, несмотря на все изменения (международные компании, не ушедшие с российского рынка). В первую очередь со сложностями сталкиваются пользователи облачных версий иностранных СRМ-систем. Если у вендора была принципиальная возможность «приземления» решения, то клиенты использовали в основном ее. Если не было – переходили на отечественные решения. Подробнее...
Согласно информации о проектах, содержащейся в базе TAdviser, за последние 4 года CRM-системы чаще всего внедрялись в трех отраслях - в торговле, в сфере информационных технологий и в области финансовых услуг. На их долю приходится более 34% от всех реализованных проектов, известных TAdviser.
С 2020 по 2023 год база TAdviser пополнилась информацией о более чем 1400 проектов. Если рассматривать этот массив данных с точки зрения вендоров CRM, то можно выделить компании-лидеры, разработки которых внедряются чаще всего.
Больше всего CRM-проектов за этот период было реализовано на решениях компании Creatio (Террасофт). Другие лидирующие вендоры отмечены на диаграмме ниже.
Всего же за весь период наблюдений TAdviser аккумулировал данные о почти 5000 CRM-проектов.
Новости
- Глобальный рынок ИИ-помощников для автоматизации продаж за год достиг $1,61 млрд
- Elma представила решение "ELMA365 Маркетинг"
- Улучшение СX: Технологические подходы, которые повлияют в перспективе ближайших лет
- Как рекомендательные системы СберЛид помогают повышать продажи. Обзор решения
- Oracle потратила миллиарды на облако для управления маркетингом, но проект провалился
- «1С:Маркетинг. Лидогенерация»: обновление интерфейса и расширение возможностей для запуска рекламы в интернете
- Okdesk начал предлагать готовые интеграции с service desk-решениями федеральных сетей
- Робот-маркетолог exeDrive начал консультировать российских предпринимателей и маркетологов
- Navicon представила триггерную аналитическую платформу AYRA
- Tele2 создаст martech-платформу с операторами фискальных данных
№ | Название продукта | Вендор | Подрядчиков | Проектов внедрений |
---|---|---|---|---|
1 | Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich) | Alexrovich (Элиас-Новосибирск) | ||
2 | Creatio (ранее bpm’online) | Creatio | ||
3 | CRM SugarTalk | SugarTalk | ||
4 | ELMA CRM+ | Elma (Элма, Интеллект Лаб, Практика БПМ) | ||
5 | Manzana Campaign | Manzana Group (М Софт) | ||
6 | Manzana Loyalty | Manzana Group (М Софт) | ||
7 | Salesforce Commerce Cloud | Salesforce | ||
8 | 1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2 | 1С Акционерное общество | ||
9 | 1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2 | 1С-Рарус |
Распределение базовых систем по количеству проектов, включая партнерские решения (проекты, партнерские проекты)
SugarCRM: CRM Made Simple - 2 (0, 2)
Microsoft Dynamics CRM - 1 (0, 1)
Manzana Campaign - 1 (1, 0)
Salesforce Commerce Cloud - 1 (1, 0)
Creatio (ранее bpm’online) - 1 (1, 0)
Другие -1
Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения