Концерн радиостроения «Вега»
С 1944 года
Россия
Центральный ФО РФ
Москва
121170, Кутузовский проспект, 34
+7(499) 249-07-04
Топ-менеджеры:
Верба Владимир Степанович
Скорых Сергей Валерьевич
Фролов Александр Васильевич
Михеев Вячеслав Алексеевич
Калмыков Сергей
Собственники:
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) - 100%
Объединенная приборостроительная корпорация (ОПК)
Отраслевой федеральный орган – Министерство промышленности и торговли РФ. Предприятие имеет статус стратегического акционерного общества (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 г. № 1009).
Проекты (7)
Список проектов компании, известных TAdviser. Добавить проект можно здесь.Продукты (15)
Продукты (ит-системы) данного вендора. Добавить продукт можно здесь.Цифровой паспорт (4 проекта)
Список известных внедрений ИТ-систем в организации. Добавить проект.Проект | Интегратор | Продукт | Технология | Год |
---|---|---|---|---|
ВДГБ | 1С:Предприятие 8.0 | ERP | 2014 | |
Interface (Интерфейс Москва) | Docsvision (СЭД/ECM-система) | СЭД | 2012 | |
IFS Russia & CIS (ИФС Регион РУ) | IFS Applications | EAM, ERP, СОА | 2011 | |
IDoc | Docsvision (СЭД/ECM-система) | СЭД | 2011 |
Открытое акционерное общество «Концерн радиостроения «Вега». ОАО «Концерн «Вега» (ранее Московский НИИ приборостроения, НИИ-17, ЦКБ-17) – старейшее в России научно-исследовательское учреждение в области авиационной и космической радиолокации.
Направления деятельности
Разработка наземных, бортовых и космических радиолокационных комплексов и их составных частей, в том числе:
- средств авиационной и космической разведки,
- авиационных комплексов радиолокационного дозора и наведения,
- доплеровских измерителей скорости и угла сноса летательных аппаратов,
- систем мониторинга окружающей среды,
- систем и комплексов информационного обеспечения специального и гражданского назначения.
В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2004 года № 569 Открытому акционерному обществу "Концерн радиостроения "Вега" определена задача обеспечения приоритетного развития ключевых технологий радиостроения, радиолокационных средств и систем разведки и управления наземного, авиационного и космического базирования в интересах обороны и экономики страны. Для её решения в состав концерна дополнительно включены девять предприятий радиоэлектронного комплекса промышленности страны.
Активы
- ОАО «Концерн «Вега»
Филиал ОАО «Концерн «Вега» в г. Ижевске
Филиал ОАО «Концерн «Вега» в г. Санкт-ПетербургеTAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация промышленности»: свыше 250 разработчиков и поставщиков услуг
- ОАО «НИИ «Кулон»
- ОАО «КБ «Луч»
- ОАО «РЗП»
- ОАО «НПП «Рубин»
- ОАО «ЧРЗ «Полёт»
- ОАО «ИМЦ Концерна «Вега»
- ОАО «ВНИИ «Эталон»
- ОАО «МНИИС»
- ОАО «НИИ «Вектор»
- ОАО «Опытный завод «Интеграл»
- ОАО «Завод «Энергия»
- ФГУП «ДКБА»
- ФГУП «МНИРТИ»
- ФГУП «МРТИ РАН»
- ОАО «НИИТАП»
- ОАО «КНИИТМУ»
- ФГУП «НИИ «Аргон»
- ОАО "СКБ "Топаз"
- ОАО "НИЦЭВТ"
Органы управления
Общее собрание акционеров
Функции Общего собрания акционеров осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Совет директоров
Список членов Совета директоров ОАО «Концерн «Вега» на 2010-2011 гг.:
- Борисов Юрий Иванович - Первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации, Председатель Совета директоров ОАО "Концерн "Вега"
- Верба Владимир Степанович - Генеральный директор - генеральный конструктор ОАО «Концерн «Вега»
- Караваев Игорь Евгеньевич - Статс-секретарь, заместитель Министра промышленности и торговли РФ
- Лычагин Михаил Иванович - Директор департамента Правительства Российской Федерации
- Потапов Павел Алексеевич - Заместитель руководителя Росимущества
- Путилин Владислав Николаевич
- Фролов Олег Петрович - Заместитель руководителя Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств
Генеральный директор
Правление
Правление состоит из 11 (одиннадцати) членов, избранных решением Совета директоров ОАО "Концерн "Вега" 25 июня 2010 года, в следующем составе:
Председатель Правления Общества:
Верба Владимир Степанович - Генеральный директор - генеральный конструктор ОАО "Концерн «Вега"
Члены Правления Общества:
- Артюх Андрей Анатольевич - Заместитель генерального директора по корпоративной стратегии и экономическому развитию ОАО "Концерн "Вега"
- Воронцов Леонид Викторович - Заместитель генерального директора ОАО "Концерн "Вега" по технологиям
- Давыдкин Александр Петрович - Заместитель генерального директора - исполнительный директор ОАО "Концерн "Вега"
- Елюшкин Георгий Валерьевич - Начальник финансового управления ОАО "Концерн "Вега"
- Минченко Александр Владимирович - Заместитель генерального директора ОАО "Концерн "Вега" по управлению имуществом и правовому обеспечению
- Михеев Вячеслав Алексеевич - Генеральный директор ОАО "ИМЦ Концерна "Вега"
- Пересыпкин Анатолий Фёдорович - Заместитель генерального конструктора по технической политике - директор по НИОКР ОАО "Концерн "Вега"
- Силкин Александр Тихонович - Заместитель генерального директора по научно-технической политике ОАО "Концерн "Вега"
- Фролов Александр Васильевич - Заместитель генерального конструктора по инновационным проектам ОАО "Концерн "Вега"
- Щербаков Дмитрий Григорьевич - Заместитель генерального директора по производству ОАО "Концерн "Вега"
История
2022
Смена гендиректора - им стал Сергей Скорых
23 сентября 2022 года «Ростех» сообщил о смене генерального директора подконтрольного (через холдинг «Росэлектроника») госкорпорации концерна «Вега», разрабатывающего авиационные и космический системы. Компанию возглавил Сергей Скорых, он пришел на смену Вячеславу Михееву, который теперь сосредоточится на выполнении ключевых опытно конструкторских работ концерна в должности генерального конструктора. Подробнее здесь.
Выключение в реестр ИТ компаний
АО «ВНИИ «Вега» Концерна «Автоматика» Госкорпорации Ростех включено в реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Об этом концерн сообщил 21 апреля 2022 года.
Это важное решение принято Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций на основании постановления правительства. Надеемся, что включение в госреестр станет мощным стимулом для предприятия, – рассказал генеральный директор Концерна «Автоматика» Андрей Моторко. – «Вега» успешно ведет разработку и обслуживание систем и программно-аппаратных комплексов в области информационных технологий. В организации трудятся высококлассные специалисты, профессионалы своего дела. Для них очень важна поддержка. |
Концерн напомнил, ранее президент России подписал Указ «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в РФ». Включение в реестр позволит воронежскому предприятию привлечь гранты, предоставить сотрудникам льготную ипотеку, брать кредиты на выгодных условиях на новые проекты, а также предоставить молодым сотрудникам отсрочку от армии до 27 лет.
2020: Соглашение с Aeroxo с целью совместной разработки и производства БПЛА
Холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех совместно с российским стартапом - компанией Aeroxo – запустят производство роботизированных конвертопланов. Они могут применяться для транспортировки грузов, контроля ледовой обстановки в районах Крайнего Севера, а также в составе комплексных проектов по мониторингу протяженных объектов критически важной инфраструктуры. Об этом Ростех сообщил 17 июня 2020 года.
Стороны планируют объединить усилия в области разработки и серийного производства беспилотных летательных аппаратов. Соответствующее соглашение подписали генеральный директор концерна «Вега» (входит в «Росэлектронику») Вячеслав Михеев и генеральный директор Aeroxo Элдар Разроев. Подробнее здесь.
2006
В 2006 году под руководством А. А. Антонюка проведено усовершенствование РСА комплекса наблюдения земной поверхности самолета Су-24МР. Фотографическая система регистрации информации заменена цифровой (накопитель на жёстком магнитном диске). Доработка радиолокатора, по сути, является глубокой модернизацией. Её внедрение обеспечивает качественно новый уровень эффективного зондирования земной поверхности за счёт применения передовых технологий получения, обработки и дешифрирования изображений. При установке модернизированного изделия не требуются переоборудование самолёта и изменение алгоритма действий экипажа в полёте.
Результаты эксплуатации модернизированной аппаратуры свидетельствуют о высокой эффективности и надёжности, при этом система цифровой обработки и регистрации формирует высококачественное радиолокационное изображение местности с разрешающей способностью по азимуту и дальности не более 1,2 - 3 м, что в 7 - 10 раз качественнее по сравнению с прежней системой. Время получения изображения для дешифрирования (от момента выключения двигателей самолёта до начала дешифрирования) сокращено с 4 - 6 часов до 20 - 30 минут. Новое рабочее место наземной обработки информации, состоящее из персонального компьютера и печатающего устройства, осуществляет считывание навигационных данных (координаты, режимы полёта) в любой точке радиолокационного изображения в автоматическом режиме.
2005: ДРЛО ВВС Индии
- В 2005 году головное предприятие концерна при активном участии входящих в него ОАО "КБ "Луч" и ОАО "НПП "Рубин" приступило к выполнению экспортного контракта по созданию системы связи и управления перехватом для самолёта дальнего радиолокационного обнаружения ВВС Индии (ОКР "Бангалор", директор международной программы А.В. Виноградный). Система связи обеспечивает радиосвязь самолёта ДРЛО с взаимодействующими объектами в различных диапазонах волн, в том числе через установленный на искусственном спутнике Земли ретранслятор. Система управления перехватом осуществляет автоматизированную оценку угроз обороняемым объектам со стороны самолётов противника, наведение истребителей на обнаруженные цели и проводку самолётов по заданным маршрутам.
В соответствии с решениями Начальника вооружения ВС РФ А.П. Ситнова и начальника Главного управления Генштаба ВС РФ В.В. Корабельникова ОАО "Концерн "Вега" приступило к разработке многочастотного авиационного радиолокационного комплекса дистанционного зондирования с синтезированной апертурой и цифровой адаптивной обработкой информации "ИМАРК", предназначенного для обзора земной и водной поверхностей. Руководят разработкой А.В. Дзенкевич и В.А. Плющев.
Комплекс уникален, поскольку работает одновременно в четырёх диапазонах длин волн (от 4 см до 2,5 м) при различных поляризациях зондирующего сигнала. Впервые при обработке информации использованы алгоритмы автофокусирования для получения детальных высокоинформативных радиолокационных изображений объектов, скрытых дымом, туманом, растительностью, а также снегом или грунтом на глубине до 50-70 м от поверхности, с их точной координатной привязкой по данным спутниковой навигационной системы. Комплекс обладает несомненным преимуществом перед зарубежными аналогами по глубине проникновения в исследуемую среду с сохранением разрешающей способности. Большая скорость полёта самолёта-носителя (600 км/ч) и широкая полоса захвата местности (24 км) определяют высокую производительность радиолокационной съёмки (за один час полёта картографируется 14400 кв. км) при низких затратах. Он способен оперативно отображать информацию на борту и передавать её по линии связи на центральный или местный пункт управления. Диапазон областей его применения необычайно широк.
Комплексы дальнего радиолокационного обнаружения
- Магистральное направление исследований и разработок, на многие годы определившее научную судьбу института и его статус, связано с созданием авиационных комплексов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). Первым таким отечественным авиационным комплексом стал комплекс "Лиана" (главный конструктор В.П. Иванов) на самолёте Ту-126, принятый на вооружение авиации ПВО, и в течение четверти века находившийся в войсках.
Дальнейшее совершенствование и расширение функциональных возможностей комплексов ДРЛО велось в направлении увеличения дальности и количества автоматизированных каналов управления, а главное - повышения надёжности выделения воздушных целей, в том числе низколетящих, на фоне отражений от любых подстилающих поверхностей и способности наведения истребителей на обнаруженные цели. Эти работы были реализованы созданием авиационного комплекса дальнего радиолокационного обнаружения и управления "А-50".
Создание РЛС, способной обнаруживать воздушные цели на фоне отражённых от подстилающей поверхности сигналов, стало возможным благодаря результатам нескольких фундаментальных научно-исследовательских работ, начатых еще в 1950-е годы ("Рама", "Озеро", "Улей-С4"). Базовой работой, определившей дальнейшее развитие комплексов ДРЛО, стала научно-исследовательская работа "Пчела-67" (научный руководитель А.Т. Метельский). По её результатам институтом были проведены две ОКР.
Первая - создание нагорного радиотехнического поста для обнаружения низколетящих воздушных целей на фоне земли РТК "Перископ-В". Вскоре после принятия на вооружение комплекс был модернизирован ("Перископ-ВМ"). Главный конструктор обеих работ - А.Т. Метельский. "Перископ-В" и "Перископ-ВМ" размещались на южных, северных и восточных границах страны.
Вторая ОКР, использовавшая результаты научно-исследовательской работы "Пчела-67", - это создание радиотехнического комплекса для самолёта "А-50", принятого на вооружение отечественных ВВС в 1985 году. Этому событию предшествовали трудоёмкие лётно-конструкторские и Государственные испытания. К их проведению было привлечено большое количество специалистов промышленности и вооружённых сил. От ВВС бригадой испытателей руководил полковник А.И. Мишин.
Создание радиотехнического комплекса для самолёта "А-50" - одно из важнейших научно-технических достижений коллектива нашего предприятия и предприятий, составляющих кооперацию, а также всего отечественного авиа- и радиостроения. Огромный вклад в создание комплекса внесли: главный конструктор В.П. Иванов, Л.Д. Бахрах, А.В. Васильев, В.М. Воронцов, В.А. Гандурин, В.П. Иванов-мл., В.И. Карпеев, Л.Я. Мельников, С.Н. Минаев, Л.Н. Петров, В.Ф. Погрешаев, О.В. Резепов, В.Ф. Станишнев-Коновалов, А.А. Трофимов и многие другие учёные, конструкторы, инженеры, техники, рабочие, испытатели, военные специалисты.
1991: Выведен на орбиту космический аппарат "Алмаз-1" с РСА "Меч-КУ" с расширенными возможностями
В марте 1991 года на орбиту был выведен космический аппарат "Алмаз-1" с РСА "Меч-КУ" с расширенными техническими возможностями (главные конструкторы П.О. Салганик, И.Г. Осипов).
1987: На орбиту выведен аппарат "Космос-1870" с РСА "Меч-К"
В 1966 году началась разработка РСА "Меч-А" (главный конструктор П.О. Салганик) для пилотируемой орбитальной станции "Алмаз-А". К сожалению, комплект аппаратуры, прошедший полный цикл наземной отработки в составе станции "Алмаз", так и не был запущен, а вместо этого институту был задан РСА "Меч-К" для беспилотного аппарата той же серии "Алмаз". В июле 1987 года на орбиту был выведен космический аппарат "Космос-1870" с РСА "Меч-К". Успешная эксплуатация с июля 1987 года по июль 1989 года позволила получить большой объём радиолокационных снимков.
1971: Запуск комплекса наблюдения за земной поверхностью космического базирования
Параллельно с разработкой авиационных комплексов наблюдения за земной поверхностью в институте начались работы по созданию аналогичных систем космического базирования. Под руководством И.А. Бруханского велась разработка радиолокационного комплекса для аппарата УС-А системы морской космической разведки и целеуказания. В состав комплекса входили радиолокатор бокового обзора (главный конструктор П.О. Салганик) и бортовая цифровая вычислительная машина "Аэлита" (главный конструктор М.П. Богачёв), которая вела обработку радиолокационной информации в реальном масштабе времени с запоминанием огромного объёма информации для передачи её по радиолиниям потребителям в сеансы связи. Высокая надёжность "Аэлиты" достигалась горячим поэлементным резервированием. Контроль радиолокационного комплекса от завода-изготовителя до стартовой позиции обеспечивал автоматический комплекс "Дельфин" (главный конструктор И.Г. Осипов). Первая информация была принята после запуска 1 апреля 1971 года искусственного спутника Земли "Космос-402". До 1988 года комплекс успешно эксплуатировался на большом количестве космических аппаратов - "Космос-402, -469, -516, -1076, -1700" и других (всего 28 пусков).
1944-1965
Головное предприятие концерна (ОАО «Концерн радиостроения «Вега») – научная и конструкторская организация со славной шестидесятипятилетней историей. Созданное в далёкое военное время (1 октября 1944 года) Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) №17 было ориентировано на разработку самолётных радиолокационных систем и средств. Впоследствии предприятие называлось Научно-исследовательский институт № 17, Московский НИИ приборостроения, а с июля 2003 года – Открытое акционерное общество "Концерн радиостроения "Вега" (ОАО "Концерн "Вега").
За годы своего существования коллектив предприятия создал целый ряд систем, которые были приняты на вооружение Советской армии. Первая работа ЦКБ-17 (а затем НИИ-17) – радиолокационный комплекс "Рубидий" для самолёта Ту-4 проходила под руководством главного конструктора Я.Б. Шапировского. Затем в НИИ-17 под руководством В.В. Тихомирова разработаны радиолокационные станции (РЛС) "Кадмий", "Аргон" для бомбардировщика Ту-16 и "Изумруд" для истребителя МиГ-17П, а под руководством А.Б. Слепушкина – РЛС "Торий-А" для истребителя МиГ-15.
В 1950 году под руководством В.Е. Колчинского начались исследования, а затем разработки доплеровских измерителей скорости и сноса (ДИСС). Первым таким устройством стал ДИСС "Трасса", который выпускался серийно более 20 лет в различных модификациях. Он применялся на самолётах Ту-104, Ту-114, Ту-134, Ил-18 и Ан-12. Дальнейшим развитием явились ДИСС "Стрела", "Мачта", применявшийся на самолётах Ту-154, Ил-62, Ан-22, и ДИСС "Снос" – для самолётов Ил-86, Як-42, Ан-72. В этот же период времени были разработаны ДИСС "Берег" и "Парус" для беспилотных летательных аппаратов ВМФ СССР, а также ДИСС серии "Винт" для вертолётов.
Под руководством В.Е. Колчинского также был разработан доплеровский посадочный радиолокатор "Планета", обеспечивший мягкую посадку на поверхность Луны автоматических станций "Луна-16, -17, -20, -21, -23, -24". Эти станции осуществили высадку на поверхность Луны самоходных аппаратов ("Луноходов") с научной и телевизионной аппаратурой и провели забор образцов лунного грунта.
- Начиная с 1957 года, под руководством С.Т. Егорова начались работы по пассивной радиолокации. Около двух десятков оригинальных образцов сверхвысокочастотных (СВЧ) радиометрических устройств различного назначения было использовано на бортах вертолётов и самолётов, космических кораблей и орбитальных искусственных спутников Земли для решения научных и прикладных задач.
- В 1960-х годах под руководством А.Л. Микаэляна проведены НИР "Туннель" и "Коралл", которые показали целесообразность применения в разрабатываемой аппаратуре нового источника оптического диапазона - лазера. Это дало возможность приступить к созданию систем и комплексов с принципиально новыми тактическими характеристиками. Результатом стало создание аппаратуры лазерной воздушной разведки "Шпиль-1" (главный конструктор А.Б. Слепушкин,) для самолёта МиГ-21Р и "Шпиль-2" (главный конструктор А.К. Столяров) для самолёта Су-24МР.
- В начале 1960-х годах в СССР начались работы по радиолокаторам с синтезированной апертурой антенны (РСА). Московский НИИ приборостроения принял активное участие в научно-исследовательской работе "Азимут", проведённой под руководством А.П. Реутова в ВВИА им. Н.Е. Жуковского. В ней впервые были реализованы принципы РСА с получением изображения высокого разрешения. В самом институте под руководством П.О. Салганика была проведена фундаментальная научно-исследовательская работа "Клинок", в результате которой были получены радиолокационные изображения местности и исследовалась наблюдаемость объектов на ней. С 1962 года под руководством А.Т. Метельского, а с 1965 года - Г.А. Зонненштраля проводилась разработка самолётной РЛС бокового обзора Б-001. По завершении Государственных испытаний РЛС в составе самолётов Як-28Б поступила в строевые части. Продолжением этих работ стала разработка комплексов БКР-1 для самолёта Су-24МР и БКР-2 для самолёта Ту-22 под руководством главных конструкторов О.Н. Яковлева, А.А. Илюшина, Л.Н. Тяпкина. РСА для этих комплексов разрабатывались под руководством главного конструктора В.В. Вепринцева.