Содержание |
Основная статья: Музыка в России в XVIII веке
Василий Алексеевич Пашкевич (1742? — 9 марта 1797, Санкт-Петербург) — русский композитор, дирижёр, педагог, скрипач, певец, один из создателей русской национальной оперы.
Биография
О жизни Василия Пашкевич известно мало и многие факты являются либо гипотетическими, либо опираются на утраченные документы. Также не сохранилось портрета, который можно было бы считать достоверным.
Точное время и место рождения композитора остаются неизвестными. В 1756 г. он поступил на придворную службу, и был причислен к штату капеллы придворной церкви (в школе при Капелле он проходит начальный курс обучения под руководством итальянского композитора Винченцо Манфредини), с 1763 г. начал играть в оркестре «бальной музыки» в качестве скрипача (второй придворный оркестр Екатерины II).Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг
С 14 августа 1773 по 15 октября 1774 года Пашкевич был приглашён преподавать пение в Академию художеств, однако музыка в этом учебном заведении не была приоритетным направлением, поэтому Пашкевич скоро отказался от этой работы.
Композиторскую известность Пашкевич приобрёл после премьеры оперы «Несчастье от кареты». Первый спектакль прошёл 7 ноября 1779 года в одном из залов Эрмитажа и вызвал широкий резонанс. Поэт М. Н. Муравьёв делился своими впечатлениями от премьеры в одном из писем:
"Мы забавляемся здесь русскою оперою комическою. Вы не можете представить, с какою общию радостию принято у нас сие рождение нового зрелища: седьмого числа сего месяца дана была в первый раз опера комическая «Несчастие от кареты», сочинение Якова Борисовича [Княжнина]. Господин Пашкевич, сочинитель музыки, был сам действующим лицом на театре". |
С 1779 по 1783 год композитор работал в «Вольном театре» К. Книппера. Эта работа позволила ему сотрудничать с выдающимися русскими драматургами Я. Б. Княжниным и М. А. Матинским. Четыре лучшие оперы Пашкевича были связаны с работой в этом театре. Опера «Несчастье от кареты» сразу после премьеры в Эрмитаже была включена в репертуар этого театра, кроме того в нём прошли премьеры опер «Скупой» на либретто Княжнина (1782), «Как поживешь, так и прослывешь, или Санктпетербургский гостиный двор» (1-я редакция, 1782) «Тунисский паша» (дата премьеры не известна, музыка не сохранилась). Все эти сочинения относятся к жанру комической оперы.
К концу 1780-х годов Пашкевич приобретает значительную известность в придворных кругах. Он пишет оперы на тексты императрицы Екатерины II: «Февей» (1786), «Федул с детьми» (1791, совместно с Мартин-и-Солером). Некоторые источники XIX века упоминают, что автором музыки оперы "Февей" является некий Брикс (Иларий Брике), а Пашкевич якобы выступил только аранжировщиком[1].
Музыка к представлению «Начальное управление Олега» (1790, совместно с К.Каноббио и Дж.Сарти) была даже издана в виде партитуры. В начале 1790-х годов на придворной сцене была также поставлена опера «Санктпетербургский гостиный двор» во второй редакции.
За десять лет (с 1780 года) в жизни Пашкевича происходит огромный карьерный рост. 23 августа 1783 г. из второго «бального» оркестра его переводят в первый и присваивают звание «камер-музыкант», а в 1789 г. он возвращается во второй оркестр, но уже как руководитель — «концертмейстер бальной музыки» с чином коллежского асессора (из всех композиторов, служивших при русском дворе, только итальянцу Сарти был пожалован такой же чин). Кроме придворной и театральной службы, Василий Пашкевич занимался педагогической деятельностью (предполагается, что одним из его учеников был русский композитор Евстигней Фомин). До смерти императрицы Екатерины II он продолжал сочинять музыку к придворным увеселениям.
В 1797 году Павел I его уволил с единовременным вознаграждением, то есть без назначения пенсии. 9 марта (20 марта) 1797 г. композитор скончался, оставив вдову с годовалой дочерью.
Основные произведения
Оперы
- «Несчастье от кареты», либретто Я. Княжнина (1779)
- «Скупой», либретто Я. Княжнина (1782)
- «Тунисский паша», либретто М. Матинского (1783), опера не сохранилась
- «Февей», либретто Екатерины II, стихи В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова и др. (1786)
- Хоры для оперы «Начальное управление Олега» на либретто Екатерины II (1790)
- «Федул с детьми», либретто Екатерины II (1791, совместно с В. Мартин-и-Солером)
- «Как поживёшь, так и прослывёшь, или Санкт-петербургский гостиный двор»), либретто М. Матинского (1-я редакция 1782 — не сохранилась, 2-я редакция 1792).
- «Несчастный в любви подьячий» (1795)
Театральная музыка
- «Храм всемирного ликования», музыка для «театрального фестиваля» (1780, совместно с Ф. Торелли и Камаскино)
- «Лжец» Музыка к комедии Я. Б. Княжнина.
Хоровая музыка
- Обедня (не сохранилась)
- Пять 4-голосных духовных концерта «Ныне время явися», «Придите взыдем», «Радуйтеся люди и веселитеся», «Слава в вышних Богу», «Услыши Господи мой глас» (не сохранились)
- Хор «Амур и Психея» на стихи Г. Державина (1793)
См. также
CD с музыкой XVIII века
Три русских композитора: Николай Леонтьев, Иван Юнкин, Игнатий Дубровский - Солисты Екатерины Великой |
Джузеппе Сарти - Помилуй мя, Боже Санкт-Петербургский барочный ансамбль, Хоровая коллегия Санкт-Петербурга |
Примечания
- ↑ - В. Морков Исторический очер русской оперы с самого её начала по 1862 г - Спб., 1862; С. Светлов Русская опера в XVIII столетии. Приложение к Еж. Имп. Т. - книга 2 С.100; В.Стасов - Русские и иностранные оперы... - Спб., 1898 - С.40