Интервью TAdviser с управляющим партнером компании «Неофлекс» Олегом Барановым
На вопросы TAdviser по рынку банковской автоматизации, итогам и перспективам развития бизнеса ответил Олег Баранов, управляющий партнер компании «Неофлекс».
Российская банковская система переживает кризис – Вы согласны с этим тезисом?
Олег Баранов: И да, и нет. Российская банковская система неоднородна по своей сути, поэтому кредитные учреждения, относящиеся к разным сегментам, по-разному проходят испытание кризисом. Наиболее тяжело приходится не самым крупным банкам — мы можем констатировать это на основании снижения их активности в сфере автоматизации. Крупнейшие же банки, ну, скажем, из ТОП-20 продолжают активно двигаться вперед по пути технологического развития, причем по отдельным направлениям даже интенсивнее, чем в более благополучные времена. В этом контексте самый яркий пример – Сбербанк, который продолжает реализовывать амбициозные проекты в сфере ИТ, анонсирует создание принципиально новых информационных систем и расширяет штат ИТ-специалистов.
Как общая ситуация повлияла на структуру банковских ИТ-бюджетов?
Олег Баранов: В ситуации, когда с рынка регулярно уходят небольшие банки, крупные игроки стараются привлечь новых клиентов, в том числе – путем участия в санации. Санация, по сути, – форма поглощения и присоединения крупным банком другого банка, и его клиентов и портфелей соответственно. На этом направлении ИТ-бюджеты увеличиваются, поскольку приходится решать задачи по унификации ИТ-инфраструктуры присоединяемого банка, ее включения в общий ИТ-ландшафт. Кроме того, растущие в условиях кризиса банки продолжают заниматься развитием, модернизируют информационные системы. Общее впечатление от ситуации: крупные банки стремятся сэкономить на небольших и не самых значимых проектах, на поддержке давно работающих ИТ-систем, но довольно активно вкладываются в развитие, в новые возможности по привлечению и удержанию клиентов. Что касается банков первой и второй сотни рейтинга, за исключением крупнейших, они также вкладываются в некоторые направления развития ИТ-инфраструктуры. Эти банки ставят перед собой задачу не отстать от лидеров рынка или уменьшить разрыв, если он есть.
Еще одно традиционное направление для вложений в ИТ, которое хочется отметить, это отчетность перед банком России и соблюдение требований различных государственных ведомств и органов. Активность нашего государства на регуляторном направлении только нарастает, и, соответственно, требует все большего внимания со стороны банков.
Какие новые актуальные задачи приходится решать в плане автоматизации взаимодействия банков с основным регулятором - Банком России?
Олег Баранов: В продуктовой линейке «Неофлекс» имеется собственная, работающая во многих банках система для автоматизации формирования регуляторной отчетности Neoflex Reporting. Она позволяет формировать все виды отчетности в соответствии с требованиями Банка России. Новый функционал появляется практически постоянно, поскольку ЦБ РФ регулярно выпускает новые инструкции, письма и указания, в соответствии с которыми банки либо должны предоставлять отчетность по новой форме, либо меняются правила подготовки текущей отчетности – добавляются или убираются новые поля, меняется структура. В нашей компании работает специальная служба, которая на регулярной основе отслеживает все изменения банковского законодательства, и в том числе – появление новых актов Банка России. Соответственно, вносятся изменения в программный продукт, клиенты информируются о том, как новые инструкции изменят их работу с учетом специфики конкретного банка, а также используемого функционала Neoflex Reporting.
Это услуга для банков, использующих программный продукт «Неофлекс»?
Олег Баранов: Не только. Банки, работающие с Neoflex Reporting, получают эту услугу по умолчанию, но есть возможность приобрести данный сервис и отдельно. Отмечу, что помимо увеличения функциональности, в связи с выходом новых инструкций, мы постоянно занимаемся развитием ядра и базовых механизмов системы.
На какой платформе написаны продукты «Неофлекс»?
Олег Баранов: Традиционно мы используем две архитектуры. Транзакционные системы написаны на базе Java EE. Аналитические же продукты, к которым относится и Neoflex Reporting, созданы в основном с использованием СУБД Oracle, стандартного ETL-инструментария (Informatica, IBM DataStage) и средств бизнес-аналитики (SAP Business Object, IBM Cognos и некоторых других).
Однако, в последнее время, мы все больше внимания уделяем Open Source платформам. Если говорить о традиционных технологиях, то это СУБД PostgreSQL, ESB Jboss Fuse, BPM платформа JBPM, CRM система Suite CRM и многие другие.Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг
Если же говорить о платформах для обработки больших данных, то это Hadoop, Spark, Storm и т.д.
Какие именно решения предлагает «Неофлекс» в области обработки больших данных?
Олег Баранов: Мы довольно давно осваиваем и применяем в наших проектах технологии, которые принято сегодня относить к Big Data. Причина этого в том, что, во многих случаях, традиционные инструменты для работы с данными, такие как реляционные СУБД, ETL, BI или ESB-средства, не могут обеспечить выполнение некоторых бизнес задач, либо решение требует очень дорогих программных и аппаратных средств. Обычно такая проблема возникает, если данных очень много и/или их требуется обработать очень быстро. Приведу несколько примеров. Сейчас мы выполняем проект создания ситуационного центра для крупного отечественного агрохолдинга. Задача состоит в том, чтобы в режиме реального времени обеспечить мониторинг и реагирование на нештатные ситуации, например, простой техники. С использованием технологий Big Data мы отслеживаем потоки событий от различных датчиков и обеспечиваем информирование, и автоматическое реагирование на нештатные ситуации в режиме реального времени. Другой пример – онлайн-маркетинг, реагирование на некое клиентское событие, например, карточную транзакцию, и создание предложения в режиме реального времени. Кроме того, мы все чаще сталкиваемся с задачами связанными с ускорением перегрузки больших объемов данных между информационными системами, например при загрузке в хранилище. Применение новых технологий позволяет нам достигать ускорения в 10 и более раз.
Хочу сказать, что мы не только программируем на Big Data-платформах, мы также создаем собственные инструменты и различные компоненты, позволяющие ускорить и сделать более эффективным процесс разработки. И кстати уже сегодня эти средства помогают нами в разы уменьшить время и стоимость Big Data-проектов.
Недавно было объявлено о завершении интеграционного проекта в Агентстве по страхованию вкладов. Почему для реализации была выбрана корпоративная шина Oracle SOA Suite? Что было самым интересным в этом проекте?
Олег Баранов: АСВ в силу специфики деятельности получило в своё распоряжение несколько сотен АБС российских банков, прекративших работу в различные годы. Одна из повседневных задач АСВ – получение информации по конкретному клиенту, например, выписку по всем счетам, которые могут быть открыты в нескольких банках.
Раньше приходилось искать информацию в каждой АБС, где клиент имел счета, по отдельности. В результате проекта, специалистами «Неофлекс» была создана система, которая обеспечивает унифицированный доступ к АБС любого банка и любого вендора из одного окна. Для этого потребовалось создать специальные адаптеры для каждого типа АБС (R-Style, Диасофт, Инверсия, ЦФТ, и др.). Что касается выбора шины Oracle SOA Suite, то, насколько я помню, это было требование заказчика, для которого данная платформа – корпоративный стандарт.
В каких российских банках был внедрен кредитный конвейер на базе продуктов «Неофлекс»? Каким требованиям должны отвечать ИТ-решения, используемые для организации автоматизированного поточного кредитования?
Олег Баранов: Автоматизацией розничного кредитования мы занимаемся очень давно, создано специальное решение Neoflex FrontOffice, работающее во многих банках. Крупнейший по объему обрабатываемых кредитных заявок проект был реализован в банке «Ренессанс Кредит», специализирующемся на кредитовании в точках продаж (т.н. pos-кредитование). В «высокий сезон» количество ежедневно обрабатываемых кредитных заявок достигает нескольких десятков тысяч (зафиксированный рекорд - порядка 90 тыс.). Норматив по ответу кредитного конвейера в условиях пиковых нагрузок – 2 минуты.
Принятие решения о выдаче кредита, по всей видимости, полностью автоматизировано…
Олег Баранов: Да, за принятие решения по кредиту отвечает специализированный модуль американской компании FICO (мы являемся ее партнером в России). И обычно наш кредитный конвейер внедряется вместе с модулем FICO Origination Manager Decision Module. Конвейер отвечает за весь бизнес-процесс по приему заявки, сбору данных, а модуль оценки рисков – собственно за принятие кредитного решения. Еще один проект по построению кредитного конвейера был недавно реализован в Touch Bank, дочерней структуре OTP-банка. И третий пример – проект в РН Банке (кэптивный банк группы Renault-Nissan) для автоматизации выдачи автокредитов. Отмечу, что в ходе построения кредитного конвейера, практически всегда нами выполняется интеграция со всеми информационными системами банка, с которыми необходимо организовать взаимодействие в ходе обработки кредитной заявки.
Что представляет собой линейка адаптеров «Неофлекс» для организации взаимодействия банков с госорганами? Какие новые и актуальные задачи решаются в этом направлении?
Олег Баранов: Это более десяти специализированных программных модулей для взаимодействия с министерствами и ведомствами (ФНС, ФМС, ФССП и ряд других государственных структур). При помощи этих адаптеров банки в соответствии с действующим законодательством отвечают на запросы госорганов, предоставляют информацию на регулярной основе. В ходе подобных проектов, как известно, реализуется подключение к СМЭВ (Систему Межведомственного Электронного Взаимодействия). Есть также, другие каналы, например канал Центрального Банка. Из нового в этой сфере – с 1 июля все российские банки будут обязаны поставлять информацию по платежам за ЖКХ. Соответственно, мы уже подготовили и выпустили на рынок новый адаптер «ГИС ЖКХ», который пользуется у банков повышенным спросом.
В банке ВТБ 24 компанией был реализован масштабный интеграционный проект. Расскажите, что сделано в рамках этого проекта?
Олег Баранов: ВТБ 24 - очень значимый для нас клиент, а проект, который стартовал еще в 2012 году, - чрезвычайно интересный и сложный. Банк тогда поставил амбициозную задачу по кардинальному обновлению ИТ-инфраструктуры, в том числе – внедрению ряда информационных систем. Компания «Неофлекс» была выбрана для внедрения интеграционной платформы, с помощью которой были связаны 16 крупных и некоторое количество менее значимых информационных систем банка ВТБ 24.
Получившаяся конструкция получила в банке название универсальный слой банковских сервисов (УСБС), а общее число интеграционных сервисов, реализованных за время работы по проекту, - более тысячи. УСБС находится в стадии промышленной эксплуатации, мы осуществляем техническую поддержку этого критичного для работы банка ИТ-решения. Основные задачи компании на данном этапе связаны с эксплуатацией интеграционной шины, обеспечением требуемых скорости, надежности, доступности сервисов. Однако каждые три месяца банк выпускает релиз, в котором содержатся новые функциональные возможности различных ИС банка. И нам приходится дорабатывать, развивать УСБС, внедряя дополнительные сервисы. Самая сложная задача в этом случае – внедрить новый функционал так, чтобы это не повлияло на работу информационных систем банка.
Какая платформа использовалась для построения УСБС?
Олег Баранов: УСБС реализована на базе промышленной интеграционной платформы Oracle SOA Suite.
Как организовано взаимодействие с внутренней ИТ-службой банка в рамках данного проекта?
Олег Баранов: Мы плотно и постоянно взаимодействием с ИТ-специалистами ВТБ 24. В случае возникновения инцидентов, оперативно связываемся, разбираемся в чьей зоне ответственности проблема, вместе решаем как ее снять. По сути, мы работаем как одна команда. Мониторинг функционирования УСБС осуществляется дистанционно нашими администраторами в режиме 24x7 при помощи специализированных программных средств.
Еще один крупный и клиент компании — банк «Ренессанс Кредит», который уже упоминался выше. За последние 10 лет банк сотрудничал с компанией по нескольким направлениям. Чем обусловлено такое постоянство в выборе технологического партнера?
Олег Баранов: Я надеюсь, что столь длительное партнерство обусловлено, в первую очередь, нашей хорошей работой и репутацией. В банке «Ренессанс Кредит» было реализовано несколько проектов. Сначала – интеграционный на базе платформы IBM Web Sphere, затем было осуществлено построение мощного кредитного конвейера с использованием IBM BPM. Из относительно недавних проектов – внедрение Neoflex Reporting для автоматизации предоставления отчетности в Банк России. Так же банк использует нашу линейку Neoflex Adapters для взаимодействия с гос. органами.
Каковы итоги работы «Неофлекс» в 2015 году? Чем он вам запомнился?
Олег Баранов: Это был довольно сложный год, заставивший нас многое переосмыслить, в том числе способы работы с нашими заказчиками и то, какие продукты и решения мы имеем в своем портфеле, на чем фокусируемся. Еще раньше, в 2014 году мы стали замечать, что некоторые традиционные подходы, вдруг стали хуже работать. Мы делали то же, а результатов достигали значительно более скромных. Объяснить это только кризисной ситуацией на рынке было бы слишком просто. В течение всего года мы регулярно проводили мозговые штурмы, обсуждая положение дел, вырабатывая новые подходы, которые могли бы приносить заказчикам ту ценность, которую они от нас ожидают в изменившихся условиях. И я думаю, что нам это удалось.
Тогда каковы планы компании на ближайшую перспективу в соответствии с новыми подходами? Есть ли в планах диверсификация клиентского портфеля, переориентация бизнеса с банковской сферы на другие?
Олег Баранов: Планов по уходу из банковского сегмента, конечно же, нет. Мы будем и дальше работать с банками, причем очень активно. Так, с начала прошлого года мы стали инвестировать в совершенно новые программные продукты, которые отвечают требованиям наших банковских заказчиков на перспективу. Но вместе с тем действительно имеются планы по добавлению в портфель компании клиентов из новых индустрий, в частности – представителей сферы ритейла, логистических компаний, сельхозпредприятий. Модель взаимодействия с заказчиками на новых рынках – предлагать им то, в чем мы стали лучшими в банковской индустрии.