Содержание |
Основная статья: Электронная коммерция
Интернет-торговля в России
Основная статья: Интернет-торговля (рынок России)
Хроника
2024
91 страна договорилась о беспошлинной интернет-торговле
26 июля 2024 года Всемирная торговая организация (ВТО) сообщила о том, что 91 страна согласовала новые нормы электронной коммерции. Речь идет, в частности, о продлении моратория на налогообложение трансграничной передачи данных в цифровом формате.
Как сообщает The Register, соглашение имеет большое значение, поскольку охватывает практически все, что передается через интернет: это видеоматериалы, аудио и различный контент. В документе говорится, что ни одна из сторон не может вводить таможенные пошлины на электронный обмен данными между лицами из разных стран. Предполагается, что свободное перемещение информации будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса и электронной коммерции в целом.
Вместе с тем соглашение предполагает возможность введения в будущем внутренних налогов, сборов или иных платежей, связанных с передачей данных в цифровом виде, если какое-либо государство захочет реализовать такие меры. Подписанный документ включает требование к странам — участникам соглашения предоставлять доступ в интернет «при условии разумного управления сетью, которое не блокирует и не замедляет трафик ради несправедливой коммерческой выгоды».Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы
Соглашение также требует от подписавших сторон предоставлять открытые государственные данные в машиночитаемом формате и на разумных условиях, бороться со спамом и серьезно относиться к вопросам кибербезопасности. Электронный обмен данными для малого бизнеса описывается как инструмент, способствующий трансграничной электронной коммерции, который «не связывает небольшие организации бюрократической волокитой». Работу над инициативой возглавляли Австралия, Япония и Сингапур. При этом подчеркивается, что мораторий продлен только на два года с последующим пересмотром.[1]
2023: Объем платежей в мировых интернет-магазинах за год вырос на 10% до $5,4 трлн
В 2023 году на платежи в интернет-магазинах по всему миру пришлось $5,4 трлн. Для сравнения, в 2022-м общий объем таких транзакций оценивался в $4,9 трлн. Таким образом, рост оказался на отметке 10%. Одним из ключевых драйверов отрасли является стремительное развитие электронной коммерции. Об этом сказано в исследовании Market Research Future, результаты которого опубликованы в начале сентября 2024 года.
Отмечается, что онлайн-шопинг становится предпочтительным способом совершения покупок для все большего числа людей по всему миру. Интернет-магазины открывают доступ к огромному ассортименту товаров, позволяют экономить время и совершать покупки из любого удобного места. Кроме того, наблюдается бум мобильной коммерции: большое количество покупок осуществляется через смартфоны и планшеты. Увеличение масштабов трансграничной электронной коммерции является еще одним важным фактором, способствующим росту объема платежей в мировых интернет-магазинах. Плюс к этому появляются новые глобальные платформы электронной коммерции.
Развитию отрасли также способствует потребность в безопасных и удобных способах оплаты. Потребители осознают необходимость защиты своей личной и финансовой информации при совершении покупок в интернете, а поэтому ищут способы оплаты, которые являются одновременно надежными и удобными. Это приводит к увеличению популярности цифровых кошельков, мобильных платежей и других инновационных способов оплаты. Вместе с тем набирают обороты бесконтактные платежи. Достижения в области платежных технологий, включая биометрическую аутентификацию, еще больше подпитывают развитие отрасли.
Сегментация глобального рынка платежей в электронной коммерции по платформам включает онлайн-маркетплейсы, отдельные веб-сайты, социальные сети и мобильные приложения. В 2023 году наибольшую долю в общем объеме транзакций обеспечили маркетплейсы, представленные такими известными площадками, как Amazon, eBay и Alibaba. С другой стороны, мобильные приложения демонстрируют наиболее высокие темпы роста. Платежи на сумму до $500 составляют основную массу транзакций в интернет-магазинах.
В географическом плане Северная Америка является крупнейшим региональным сегментом, на который пришлось более 38% платежей в области электронной коммерции в 2023 году. Европа располагается на втором месте с долей более 31%: здесь сосредоточено большое количество покупателей, которые активно приобретают товары в онлайн-магазинах. Азиатско-Тихоокеанский регион демонстрирует наиболее высокие темпы роста, благодаря таким странам, как Китай и Индия. Южная Америка, Ближний Восток и Африка также показывают положительную динамику.
Среди ключевых игроков сегмента платежей в электронной коммерции авторы отчета называют Apple Pay, Adyen, CyberSource, Worldpay, Stripe, 2Checkout, PayPal, Braintree, Checkout.com, Square, Google Pay, Amazon Payments, Mercado Pago, Klarna, Authorize.Net. С целью укрепления рыночного положения и сохранения конкурентоспособности компании и операторы сервисов сосредотачиваются на предоставлении дополнительных услуг: это, например, защита от мошенничества, аналитика данных и программы лояльности.
По итогам 2024 года объем платежей в мировых интернет-магазинах оценивается в $6 трлн. Аналитики Market Research Future считают, что в дальнейшем показатель CAGR (среднегодовой темп роста в сложных процентах) составит 11,22%. В результате, к 2032 году общая сумма транзакций может достичь $14,2 трлн.[2]
2021: Доли интернет-продаж в розничной торговле стран мира
2018: Доля e-commerce в объёме мировых продаж достигла 13%
По данным аналитического агентства Statista, доля e-commerce в общем объеме мировых продаж за четыре года выросла почти вдвое: с 7,4% в 2015 году до 13,7% в 2019-м. С каждым годом в онлайн-торговлю включается все больше новых групп потребителей. Сегодня онлайн-покупки совершают 1,9 млрд почти из 4,4 млрд интернет-пользователей — это на 45% больше, чем в 2014 году.
Топ-5 стран — лидеров по объему розничной электронной торговли (b2c), 2018 год:
1. Китай — $629,5 млрд
2. США — $501 млрд
3. Великобритания — $86,2 млрд
4. Япония — $81,6 млрд
5. Германия — $70,3 млрд
В целом на Азиатско-Тихоокеанский регион приходится 80% мирового объема e-commerce, и в ближайшее время география распределения долей вряд ли изменится.
Согласно данным Data Insight за 2018 год, объем российского рынка интернет-продаж составляет $23,8 млрд.
Глобальным трендом рынка электронной коммерции стал расцвет «промышленной» революции в продажах b2b-клиентам. С 2016 года игроки мирового рынка b2b e-commerce стали уходить от «ручных персональных продаж» менеджера к системе многофункциональных личных кабинетов в b2b интернет-магазинов. К 2021 году ожидается период их расцвета в России.
Сектор b2b онлайн-торговли обладает чрезвычайно высокой емкостью. Для владельцев онлайн-площадок b2b-клиенты — это более маржинальный и низкорисковый сегмент, перспективный в плане долгосрочного сотрудничества. И розница, несмотря на свои впечатляющие объемы и темпы развития, будет постепенно сдавать ему свои позиции.
Мировой объем электронной коммерции b2b-сегмента почти в четыре раза больше интернет-продаж розничным клиентам.