Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2
2025/06/18 16:17:06

Креативные индустрии


Содержание

[Свернуть]

К креативным индустриям обычно относят такие направления экономики, как арт-индустрия, фотография, реклама, ювелирное дело, исполнительское искусство, полиграфия, издательская деятельность, кино, теле- и радиовещание, информационные технологии, разработка программного обеспечения и видеоигр, производство музыкальных инструментов, архитектура и проектирование, охрана культурного наследия, музейное, библиотечное и архивное дело, дизайн и творческое образование.


Хроника

2023

Объем креативной экономики Москвы за год вырос до ₽5,8 трлн

Выручка креативных индустрий Москвы в 2023 году увеличилась на 47% по сравнению с 2021 годом и достигла ₽5,8 трлн. В креативные индустрии входят компании киноотрасли, издательского дела, сферы моды, музыки и видеоигр. Об этом сообщила генеральный директор Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова в июне 2025 года.

Как пишет издание «Ведомости», темпы роста креативных компаний оказались выше, чем у городского бизнеса в целом. Размер налогов столичных организаций в сфере креативных индустрий в 2023 году вырос на 35% по сравнению с 2021 годом до ₽392,3 млрд. Агамова отметила, что эти показатели сопоставимы с поступлениями от сфер образования и бытовых услуг.

Киноиндустрия – одна из приоритетных для властей столицы отраслей креативной экономики

Такая динамика связана с тем, что в последние годы москвичи и россияне в целом стали больше интересоваться отечественными компаниями, их продуктами и услугами. Агамова объяснила, что тренд укрепился после 2022 года, когда уход иностранных брендов создал пробелы на рынках и открыл возможности для российского бизнеса.Кто и откуда атакует Россию? TAdviser выпустил карту кибергруппировок и их целей 6.6 т

Другой причиной роста стал запуск и развитие в Москве инфраструктуры и мер поддержки для предпринимателей креативной сферы. В 2019 году стартовал мегапроект по созданию Московского кинокластера. В 2020 году для целевой помощи креативному бизнесу было запущено Агентство креативных индустрий.

Политика поддержки властями Москвы творческого сектора привела к увеличению количества креативных компаний в столице. По итогам 2024 года, согласно данным АКИ, в городе насчитывалось примерно 113 500 таких организаций, что на 6% больше, чем в 2023 году.

Драйвером креативных индустрий, по словам Агамовой, выступает «огромный экспортный потенциал» креативной продукции. Она подчеркнула высокий спрос на российскую креативную продукцию. Помимо прямого экономического эффекта это способствует решению задачи по продвижению российской культуры и традиций на мировой арене.

[1]

Рост отрасли на 27% до 14,5 трлн рублей

По итогам 2023 года объем креативного сектора в России составил 14,5 трлн рублей. Для сравнения, в 2022-м этот показатель оценивался в 11,4 трлн рублей. Таким образом, рост зафиксирован на уровне 27%. Об этом говорится в обзоре Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, опубликованном 16 декабря 2024 года.

Отмечается, что креативный сектор является значимой составляющей российской экономики, обеспечивая вклад в ВВП в размере 3,5% и в выручку — 3,7%. Это сопоставимо с долей сельского и лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства (3,7% в ВВП России). Для сравнения: вклад креативных индустрий в мировой ВВП составляет 3,1% (данные ЮНЕСКО за 2022 год).

Наибольшим экономическим масштабом отличаются индустрии «Программное обеспечение», «Реклама и пиар» и «Мода». На них приходится 49% организаций, 66% индивидуальных предпринимателей и 60% выручки всего креативного сектора. В целом, в Тор-10 креативных индустрий по размеру дохода в 2023 году входят:

1. Программное обеспечение — 4,4 трлн рублей;

2. Мода — 2,3 трлн рублей;

3. Реклама и пиар — 2 трлн рублей;

4. Архитектура и урбанистика — 0,8 трлн рублей;

5. Гастрономия — 0,8 трлн рублей;

6. Медиа и СМИ — 0,6 трлн рублей;

7. Кино и сериалы — 0,4 трлн рублей;

8. Ювелирное дело — 0,4 трлн рублей;

9. Книжное дело — 0,3 трлн рублей;

10. Исполнительские искусства — 0,1 трлн рублей.

По итогам 2023 года в креативной экономике России были заняты 4,6 млн человек (плюс 0,3 млн по отношению к 2022-му), или 6,2% от общей численности занятых в стране. Этот показатель учитывает не только занятых в организациях креативного сектора, но и представителей креативных профессий, работающих в других видах экономической деятельности (например, дизайнеров в банках).[2]