Что такое культура управления данными и как ее привить в бизнесе
За год в области цифровизации и искусственного интеллекта было сделано больше открытий, чем за предыдущие 20 лет. Причем большая часть новых технологий и инструментов оказалась связанной со сферой управления данными. Распределенные дата-центры, оргструктура CDO (chief data officers) как фактор стоимости компаний, концепция Data Fabric — «свежих» идей уже как будто бы хватает.
К сожалению, предприниматели по-прежнему не могут просто предлагать персоналу продвинутые аналитические возможности. Важно научить людей понимать данные, а также анализировать и использовать их для обоснования мнений при принятии решений. Создание культуры управления данными (Data Culture) — задача каждой фирмы, желающей идти по пути цифровой трансформации и оставаться эффективной, поделился в подготовленной для TAdviser статье эксперт по управлению данными Кирилл Кузнецов.
Основная статья: Управление данными (Data management)
Что такое культура управления данными и когда ее внедрять
Культура управления данными — это оптимизированный подход к их сбору, неймингу, хранению и применению. Согласно исследованиям, 73% компаний «тратят» окружающие их информационные потоки «впустую», из-за отсутствия Data Culture. Концепция же гарантирует чистоту и точность информации, используемой для принятия управленческих решений на всех уровнях.
За пять лет доля российских компаний, реализующих инициативы по управлению данными, выросла в пять раз. Само развитие Data Culture в России началось приблизительно в 2010-м. В стране появилась прослойка менеджеров, умеющих в профессиональное руководство. Им и понадобился специфический инструмент — данные обо всем, что окружает бизнес.
Внедрять культуру управления данными нужно по уровню зрелости. Не цифровой, а управленческой. Когда менеджеры хотят грамотно настраивать процессы, но не получают комплексных инструментов. Для этого нужны информационные потоки, которым, в свою очередь, необходима концепция Data Culture. Чтобы данным можно было доверять, и принимать на их основе верные решения.
Для чего нужна культура управления данными и что в нее входит
Недавно на сайте Центра информационного менеджмента появился отчет, озаглавленный как «Управление данными в России в 2024 году». Эксперты обратились за помощью к руководителям крупных организаций и составили подробный дайджест.
Вопрос: «На какие приоритеты ориентируетесь вы, принимая решения о развитии управления данными в компании?», эксперты закрыли так:
- 18% — устранение издержек и повышение эффективности;
- 17% — улучшение удовлетворенности клиентов;
- 11% — увеличение продаж и рост бизнеса;
- 11% — создание продуктов и улучшение их качества;
- 10% — принятие решений на базе отчетности и анализа данных.
Пять представленных пунктов — и есть цели внедрения концепции Data Culture. На бумаге они могут быть другими, но в практических условиях предприятия стремятся исключительно к таким изменениям.Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга
Понять, что входит в культуру управления данными, помогает колесо DAMA (Data Management Association). Фреймворк включает в себя 10 областей знаний Data Management (архитектура данных, управление документацией и контентом, etc), а также еще одну специальную верхнеуровневую область знаний — Data Governance.
Как начать создавать культуру управления данными внутри компании
Data-driven подход — это метод управления бизнесом на основе данных. Он позволяет принимать решения на базе фактов и цифр, без интуиции и пространных предположений. С его помощью компании оптимизируют процессы, увеличивают эффективность и повышают конкурентоспособность, улучшая качество продуктов.
Внедрить data-driven подход за пару дней, конечно же, нельзя. Он требует специальной культуры управления данными, возводимой по шагам многоступенчатого регламента:
- Определение «целевого состояния» — «точки Б». Разработка целей, которые можно поделить на три группы. Повышение качества управленческих решений, сокращение затрат и снижение рисков соответственно
- Проектирование и запуск комплекса инициатив, ведущих к закрытию установленных ранее миссий. Внедрение новых должностей (от архитектора данных до дата-инженера), обучение сотрудников, введение методологий вроде CRISP-DM.
- Перенастройка ключевых элементов операционной модели. Работа с процессами, ролями, технологическими решениями и показателями внутренней KPI-системы.
- Вовлечение в работу всех заинтересованных лиц. В их числе — топ-менеджеры компании: генеральный и HR-директора, техлиды, руководители бизнес-подразделений и ИТ-менеджеры (CIO, CTO, CDO).
Руководители, не вовлеченные в работу прямо, вовлекаются в нее косвенно. Они становятся драйверами трансформации. Определяют показатели эффективности, предоставляют полномочия сотрудникам на местах и контролируют ход проекта.
Риски от внедрения и отсутствия культуры управления данными
Во многих компаниях, имеющих дело с большими информационными потоками, дисциплина управления данными уже перестала считаться экзотикой. Тем не менее затруднений при введении концепции Data Culture и применении связанных с ней инструментов остается много.
В числе основных проблем, касающихся внедрения культуры управления данными:
- Сложность систем. Нужно научиться администрировать большое количество разнородных бизнес-сущностей и источников информации.
- Непонимание прикладных целей и задач. Решения в сфере управления данными часто рассматриваются как инфраструктурные, без привязки к конкретной бизнес-ценности. Люди не осознают, зачем они нужны, кто является их потребителем и какие миссии будут закрыты впоследствии.
- Масштабы охвата. Data Culture пронизывает всю инфраструктуру организации: от ERP до CRM и MES. Создание интеграций, обеспечивающих слаженную и согласованную работу систем — это вызов.
Плюс, проекты в области управления данными обычно требуют изменения огромного числа рабочих процессов. Они влияют на культуру организации и нуждаются в большой вовлеченности со стороны сотрудников.
Если представленные проблемы не закрыть, компания столкнется с неприятными последствиями. Практика показывает, что затруднения, связанные с качеством данных, обладают негативными материальными эффектами.
В их числе — повторяющиеся затраты на реализацию инициатив; неоптимизированные затраты на избыточное хранение информации; увеличение трудозатрат на поиск/очистку данных и пр. Организация перестает быть продуктивной и падает в руки к конкурентам.
Место программного обеспечения в культуре управления данными
Уверенность в том, что управление данными — это задача ИТ-подразделений, безосновательна. Айтишники воспринимают ее как прикладную, с позиции Data Governance — одного аспекта Data Culture. С помощью софта обеспечивается стабильность систем, работоспособность интеграций и оперативное решение инцидентов.
Возведение инфраструктуры менеджмента, построенной на культуре принятия решений на основе данных — вопрос исключительно управленческий. Заниматься им должны бизнес-команды, сотрудники которых, в свою очередь, как раз и ставят задачи айтишникам.
Автор статьи эксперт по управлению данными Кирилл Кузнецов.