Марк Ройтенберг: «Novardis обладает крупнейшим портфолио проектов внедрения SAP по различным направлениям ритейла»
На вопросы TAdviser о текущем состоянии рынка розничной торговли в России, его технологической зрелости, об успехах бизнеса компании в этой сфере экономики ответил Марк Ройтенберг, управляющий партнер Novardis.
Как Вы оцениваете развитие российского розничного рынка в целом за 2 – 3 года? Каким образом повлияла на рынок пандемия?
Марк Ройтенберг: В последние годы российский розничный рынок активно развивался, и период пандемии не стал исключением. Более того, пандемия послужила толчком для развития цифровой инфраструктуры ритейла. Крупные игроки розничного рынка ранее уже оценили роль ИТ, как важного конкурентного преимущества. И если до пандемии значительная доля проектов была связана с автоматизацией логистики и работы складов, то в период пандемии российские ритейлеры активно развивали каналы продаж по линии электронной коммерции и, конечно же, связанные с этим процессы и в области логистики. На июнь 2021 года даже те компании, которые ранее недооценивали потенциал онлайн-торговли, выделяют для себя данный формат как один из наиболее приоритетных. И это связано не только с сохраняющимися рисками повторения сценария 2020 года, когда покупательский поток в розничных продуктовых магазинах значительно сократился, а непродуктовая торговля практически приостановилась, но и с тем, что предпочтения потребителей поменялись. Многие покупатели уже привыкли заказывать любые товары через интернет, а часть клиентов продолжает опасаться посещать розничные точки продаж.
Какие основные тенденции выделяются на розничном рынке?
Марк Ройтенберг: Российский розничный рынок продолжает идти по пути цифровизации. Основные тенденции связаны с развитием и оптимизацией процессов, связанных с онлайн-торговлей. Это внедрение и развитие платформ для e-commerce, оптимизация логистики и складских процессов. Новый тренд, который мы стали замечать среди клиентов – роботизация складов. Этот тренд связан как с увеличением объема сборки заказов под онлайн, так и со сложностями привлечения рабочей силы во времена закрытых границ из-за проблем со въездом мигрантов. Тут нам тоже есть что предложить нашим клиентам, у нас есть партнер по роботизированной технике
Речь идет о роботизированных комплексах, аналогичных применяемым в автопроме?
Марк Ройтенберг: Не совсем так. Речь идет о роботах, способных почти полностью автоматизировать логистику, то есть заменить людей, ходящих по складу с тележками и собирающих заказы. Роботу поступает информация о клиентских заказах – он знает, где располагается тот или иной товар, собирает, подвозит их на некий пункт сборки и под руководством человека формирует заказ. Таким образом, ускоряется сборка заказа, минимизируется количество людей, увеличивается плотность хранения товаров.
На российском рынке уже есть примеры использования таких роботизированных комплексов?
Марк Ройтенберг: В каком-то виде – да, уже есть.
В каких сегментах наиболее активно развивается направление электронной коммерции? Тенденции на этом направлении?
Марк Ройтенберг: Электронная коммерция на июнь 2021 года активно развивается во всех сегментах розничной торговли. Пандемия наглядно продемонстрировала бизнесу, что в современном мире практически невозможно сохранять, а тем более наращивать объемы продаж без развитого онлайн-канала торговли. Доля покупателей, предпочитающих совершать покупки в Сети, продолжает расти. Основная тенденция связана с сокращением сроков реализации проектов внедрения e-commerce решений. Ритейлеры выбирают технологических партнеров, чей опыт и экспертиза позволяют реализовать такого рода проекты качественно и в сжатые сроки.
Как Вы оцениваете технологическую зрелость российского розничного рынка в целом?
Марк Ройтенберг: Технологическая зрелость российского розничного рынка находится на высоком уровне. И, как правило, цифровая трансформация процессов для крупных розничных сетей является одним из приоритетных направлений развития. Это во многом связано с высокой конкуренцией в данном сегменте, в борьбе за потребителей ритейлерам приходится совершенствовать цифровые решения и сервисы, постоянно адаптируя их под потребности клиента и меняющиеся потребительские привычки.
Как складывается конкурентная ситуация для ИТ-игроков рынка?
Марк Ройтенберг: Как в любые непростые времена на рынке остаются наиболее зрелые и сильные компании с наработанной репутацией. Спрос на ИТ-услуги по-прежнему высокий, и я бы даже сказал, что за время пандемии он значительно вырос. Но заказчики более тщательно подходят к выбору партнера по внедрению, внимательно изучают функциональность цифрового решения, а также проекты, которые ранее были реализованы командой внедрения. По сути, опыт команды интегратора сейчас является ключевым конкурентным преимуществом.
Какие решения на базе SAP предлагает компания ритейлерам для автоматизации бизнес-процессов?
Марк Ройтенберг: NOVARDIS обладает крупнейшим портфолио проектов внедрения SAP по различным направлениям ритейла. Это электронная коммерция, взаимоотношения с клиентами, цифровой маркетинг, управление складами и транспортной логистикой, финансовый и управленческий учет, весь контур товародвижения, ассортиментное и товарно-финансовое планирование, бизнес-аналитика и многое другое. В числе решений, которые мы успешно внедряем в ритейле, есть и преднастроенное решение – Novardis Retail. А если говорить в целом о спектре услуг, которые мы предлагаем, то я бы отметил также, что мы стремительно развиваем сервисы предоставления услуг по заказной разработке – например, в области построения или развития микросервисной архитектуры у клиентов.
В чем преимущества упомянутого преднастроенного решения?
Марк Ройтенберг: NOVARDIS Retail – это преднастроенное решение на основе SAP for Retail для автоматизации всех ключевых бизнес-процессов для розницы. Система обладает широкой функциональностью, которая наряду с базовым набором функций SAP for Retail, включает поддержку дополнительных бизнес-процессов, характерных для российских розничных сетей, а именно — учет комиссионной торговли, сквозной учет по договорам с поставщиками, учет грузовых таможенных деклараций, дополнительные печатные формы и многое другое. Решение полностью задокументировано и имеет полный набор инструкций, поэтому его внедрение происходит намного быстрее, чем внедрение с нуля.
Расскажите о клиентской базе компании в сфере ритейла, сколько проектов реализовано в 2020 году?
Марк Ройтенберг: Мы являемся лидером по внедрению решений на базе SAP в российском ритейле. Среди клиентов NOVARDIS такие крупнейшие розничные сети как «ЛЕНТА», «М.Видео-Эльдорадо», Globus, SPAR, «Комус», «Рив Гош», «МТС», «Азбука Вкуса», «Связной», «Детский мир», «МегаФон Ритейл» и другие. Проектов, которые NOVARDIS реализовал в 2020 году для российских ритейлеров, было несколько. Например, мы запустили сервис заказа и самовывоза товаров в сети гипермаркетов «Лента», автоматизировали распределительный центр в розничной сети МТС, завершили проект внедрения системы по управлению предприятием SAP S/4HANA и отраслевого решения NOVARDIS Retail в уральских розничных сетях «Молния» и SPAR.На июнь 2021 года работаем над проектами для торговых сетей «Магнит» и Globus. И это далеко не все примеры работы с клиентами из ритейла за последнее время.
Проекты, реализуемые в ритейле, – это всегда комплексная, сквозная автоматизация или есть и кейсы по автоматизации отдельных участков?
Марк Ройтенберг: Многое зависит от текущей цифровой инфраструктуры и потребностей ритейлера. Мы внедряем и решения для комплексной автоматизации, и для отдельных участков бизнеса: например, системы управления складом, системы планирования транспортом, развитие канала электронной коммерции или маркетинга. Кроме того, помогаем нашим клиентам развивать микросервисную архитектуру.
Насколько критичными/болезненными являются проблемы интеграции с решениями других вендоров, работающих у ритейлера?
Марк Ройтенберг: Розница всегда отличалась тем, что необходимо интегрировать большой комплекс ИТ-систем от различных вендоров, и все это на колоссальном объеме данных. В плане обработки и передачи данных, количества разнородных систем ритейл является одной из самых высоконагруженных отраслей. Вопросы интеграции стояли всегда, поэтому и существует определенный набор технологических решений, помогающих осуществлять интеграцию любой сложности.
С какими технологическими, организационными проблемами сталкивается ритейлер при внедрении/развитии направления электронной коммерции?
Марк Ройтенберг: Появляется ряд новых задач, связанных с моделированием всех этапов онлайн-покупки и выстраиванием соответствующих бизнес-процессов. Помимо важности внедрения e-commerce решения с простым и удобным для пользователя интерфейсом, необходимо учитывать этапы комплектации и доставки товаров, которые, в свою очередь, связаны со складскими и логистическими процессами. Ведь если, например, в процессе комплектации покупательской корзины информация о доступности товара не будет синхронизирована с остатками на складе, то покупатель в итоге не получит свой заказ в полном объеме. А сбои в работе службы доставки могут сформировать у клиента неудовлетворительное впечатление от покупки в онлайне. Поэтому при внедрении платформы e-commerce проектные команды как со стороны ИТ-партнера, так и со стороны самого ритейлера должны тщательно прорабатывать весь комплекс процессов.
Наиболее интересные проекты в ритейле из реализованных в 2020 году и в первые месяцы этого года?
Марк Ройтенберг: Наиболее запоминающимся проектом, реализованным в 2020 году, стал уже упомянутый выше проект внедрения сервиса заказа и самовывоза в торговой сети «Лента». Проект был запущен в удаленном формате всего за два месяца. За это время мы запустили сервис Click & collect в нескольких гипермаркетах и масштабировали решение на всю сеть. Это единственный проект из портфолио SAP Customer Experience, реализованный за подобные сжатые сроки. Результаты проекта были высоко оценены на ежегодной премии SAP Quality Awards 2021, по итогам которой проект компании «Лента» стал победителем в номинации «Цифровая эволюция». Еще один интересный и очень масштабный проект, который стартовал в конце прошлого года: внедрение новой системы управления складами на базе SAP EWM и in-memory базы данных SAP HANA в международной торговой сети Globus. Цифровое решение будет реализовано на всех площадках компании в России, Германии и Чехии.
Планы компании по развитию ритейлового направления бизнеса?
Марк Ройтенберг: NOVARDIS реализует проекты для лидеров российского ритейла уже на протяжении более чем 15 лет. Мы надеемся и в дальнейшем продолжать сотрудничество с нашими клиентами. И планируем, что число российских ритейлеров, которым NOVARDIS помогает оптимизировать процессы с помощью цифровых решений, будет продолжать увеличиваться.