Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2
2025/06/27 17:41:02

Сайты объявлений в России


Содержание

[Свернуть]

Интернет-торговля (рынок России)

Основная статья: Интернет-торговля (рынок России)

2024: Рост российского рынка сервисов объявлений о продаже товаров и услуг на 14% до 167 млрд рублей

По итогам 2024 года объем российского рынка сервисов объявлений о продаже товаров и услуг составил около 167 млрд рублей. Это на 14% больше по сравнению с предыдущим годом, когда затраты оценивались в 146,5 млрд рублей. Такие данные в конце июня 2025 года обнародовало аналитическое агентство Smart Ranking.

Аналитики связывают значительный рост с развитием у классифайдов собственных услуг доставки, а также других направлений, в число которых входит поиск работы. В 2024 году российские классифайды активно вкладывали средства в расширение логистической инфраструктуры, стремясь обеспечить более удобную и безопасную доставку товаров для пользователей. Ключевыми трендами рынка названы увеличение мобильного трафика и персонализация. Кроме того, наблюдается достижение зрелости сервисов объявлений.

Российский рынок сервисов объявлений о продаже товаров и услуг за год вырос на 14% и достиг 167 млрд рублей

Вместе с тем, как сообщает ТАСС, директор по развитию бизнеса сервиса Gde.ru Виталий Семенов указывает на ряд сдерживающих факторов. Это, в частности, большой объем фейковых объявлений, а также мошеннические действия по отношению к пользователям, которые разместили реальные объявления. Еще одна проблема заключается в увеличении интенсивности DDoS-атак, нарушающих работу платформ. Кроме того, становится дороже привлекать новых пользователей. Плюс к этому сформировавшаяся экономическая ситуация негативно отражается на выручке сервисов объявлений из сферы недвижимости.Противоположные подходы к цифровой трансформации ИТ-директора обсудили на TAdviser Digital Transformation Day

В исследовании Smart Ranking говорится, что лидером по выручке среди классифайдов в 2024 году стал Avito. На втором месте находятся сервисы объявлений «Яндекса», включая «Яндекс Недвижимость», «Яндекс Услуги», «Яндекс Аренда» и Auto.ru. Замыкает тройку площадка для поиска и аренды недвижимости «Циан».

По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), на деятельность классифайдов из сферы недвижимости оказывает влияние высокая ключевая ставка Банка России (20% по состоянию на конец июня 2025 года). Из-за этого спрос и предложение на рынке жилья частично сместились с купли-продажи в пользу долгосрочной аренды. РАЭК опубликовала результаты исследования, в ходе которого сравнивалось количество объявлений о долгосрочной аренде жилья в Москве на популярных онлайн-платформах — «Авито Недвижимость», «Циан», «Яндекс Недвижимость», «Домклик» и «Юла».

Оказалось, что лидером по общей численности одновременно опубликованных объявлений является «Авито Недвижимость» — 23,1 тыс. На втором месте располагается «Циан» с 22,3 тыс. объявлений, а замыкает тройку «Яндекс Недвижимость» с 13,6 тыс. Причем «Авито Недвижимость» чаще выбирают профессионалы: общее число агентских объявлений на платформе больше, чем у ближайшего конкурента — «Циана».

Кроме того, «Авито Недвижимость» лидирует по количеству объявлений о сдаче комнат — 3,3 тыс. Это примерно в два раза больше числа объявлений на всех других платформах вместе взятых — около 1,7 тыс. «Авито Недвижимость» опережает «Циан» и по количеству сдаваемых частных домов.

В исследовании РАЭК также сказано, что доля объявлений от собственников, которые предполагают аренду без комиссии, на всех пяти платформах в среднем составляет 27,7%. Более трети объявлений без комиссии представлено на «Авито Недвижимости», «Циане» и «Домклике». При этом лидером по доле прямых объявлений является «Циан» с показателем 39%, за которым следует «Авито Недвижимость» с 36%. Вместе с тем «Авито Недвижимость» лидирует по доле прямых объявлений о долгосрочной аренде частных домов — 69%.[1]

2023: Сервисы объявлений в России обязали передавать данные о продаже жилья и поиске работы на портал Госуслуг

1 марта 2023 года в России вступает в силу закон, который свяжет учетные записи пользователей сервисов объявлений с госплатформами. «Авито», «Юла», HeadHunter и т. п. должны будут сведения о совершенных сделках по купле/продаже недвижимости и поиске/подборе работы на портал Госуслуг. Об этом 21 февраля 2023 года написали «Ведомости» со ссылкой на соответствующий проект постановления правительства, разработанный Минцифры.

Согласно документу, интеграция сервиса объявлений с ЕСИА и Госуслугами предполагает передачу на единый портал сведений о купле-продаже имущества, выполнении работ, поиске работы или подборе сотрудников. Также в сервисы будут приходить уведомления, судебные извещения и другие документы из личного кабинета на портале Госуслуг.

С 1 марта учетные записи клиентов Авито, Юлы и других сервисов будут связаны с их аккаунтами на Госуслугах

В Минцифры газете пояснили, что пользователь сможет получать уведомления от Госуслуг в личном кабинете сервиса объявлений по желанию. Также объявления проверенных пользователей будут помечаться специальной галочкой.

«
При этом возможность идентификации на классифайдах не предусматривает передачу данных о действиях пользователей на этой площадке, — сообщил изданию представитель ведомства.
»

Глава аналитического центра компании Zecurion Владимир Ульянов сообщил «Ведомостям», что обмен информацией может осуществляться как с целью сокращения мошеннических действия на сайтах объявлений, так и для сбора сведения о сделках купли-продажи и коммерческой деятельности людей со стороны ФНС. По словам коммерческого директора «Кода безопасности» Федора Дбара, взаимодействие с порталом госуслуг подразумевает четкую идентификацию конкретного пользователя, который в свое время пришел в МФЦ и получил электронную цифровую подпись. Таким образом, скорее всего, государство хочет навести порядок и перевести сделки купли-продажи в правовое поле, отметил он.[2]

2022

Путин подписал указ о запрете иностранцам владеть российскими сервисами объявлений

Иностранные граждане, а также граждане Российской Федерации, имеющие паспорт другой страны, не смогут с 2023 года быть собственниками интернет-сервисов объявлений в РФ. Соответствующий указ в конце декабря 2022 года подписал президент РФ Владимир Путин.

Речь идет о сервисах с суточной аудиторией свыше 100 тысяч пользователей. Закон вступит в силу с 1 марта 2023 года. В соответствии с ним изменения вносятся в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Иностранные юридические лица и российские компании с преобладанием иностранного капитала также более не смогут быть собственниками таких сервисов.

Владимир Путин

При этом владельцем сервиса может выступать и организация, находящаяся под контролем РФ, субъекта РФ или российского гражданина. Под контролем понимается владение более 50% голосующих акций, составляющих уставный капитал данного юрлица.

Также, согласно закону, интернет-сервис не может использоваться в целях совершения уголовно наказуемых деяний, пропаганды терроризма и экстремизма, разглашения государственной тайны.

Сервис должен установить счетчик аудитории и обеспечить интеграцию и взаимодействие с Госуслугами.

Реестр классифайдов должен будет вести Роскомнадзор, для чего ведомство будет проводить мониторинг и запрашивать у владельцев необходимую для этого информацию.

Как пояснял ранее депутат Госдумы от «Единой России», заместитель председателя думского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин (автор законопроекта о регулировании сайтов с объявлениями), за последнее десятилетие онлайн-сервисы объявлений превратились «в огромные хранилища» разнообразных данных о гражданах.

«
Многими из них сейчас владеют иностранцы, поэтому мы всерьез опасаемся за сохранность этой информации и не можем прогнозировать, что будет в случае ее утечки, — указал Горелкин в июне 2022 года. — Другая проблема — мошенники. Объем мошеннических действий, которые совершаются с использованием классифайдов, исчисляется сотнями миллионов рублей».
»

Федеральный закон от 29.12.2022 № 577-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Минцифры поддерживает регулирование электронных досок объявлений

Минцифры РФ 11 августа 2022 года заявило о своей поддержке регулирования электронных досок объявлений.

Регулирование электронных досок объявлений надлежащим образом отражено в законопроекте №141597-8 депутата Антона Горелкина. Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Минцифры в целом поддерживает этот законопроект и выделяет в нем следующие моменты:

Законопроект не ограничен понятием «реклама» и охватывает рынок классифайдов целиком: регулируются в целом вопросы размещения объявлений (товары, услуги, работа, недвижимость и др.), а не только объявлений физических лиц о товарах и услугах.

В части требований к владельцам классифайда законопроект не ограничивает возможности функционирования рынка классифайдов, особенно если речь идет о российских компаниях. Не вводится никаких единых ресурсов и операторов, негативно влияющих на конкуренцию. Вводится только требование о необходимости российского участия в имеющихся классифайдах.

Законопроект вводит дополнительное регулирование вопросов функционирования классифайдов для защиты прав пользователей (обязанности по контролю за размещенной информацией и др.). Это не сложно для классифайда, но защищает пользователей. Интеграция классифайдов с сервисами электронного правительства обеспечит надежную идентификацию пользователей, размещающих объявления и участвующих в сделках, и снизит риски фрода.

В России собираются регламентировать работу сервисов размещения объявлений

В Государственную думу внесен проект закона, регулирующего работу сервисов размещения объявлений. В том числе владение ими могут запретить иностранным гражданам и компаниям. Об этом стало известно 11 июня 2022 года.

Законопроект предполагает внесение поправок в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Регулировать собираются работу сервисов по размещению объявлений в России, посещаемость которых составляет более 10 миллионов человек в течение месяца.

Согласно тексту документа, в частности, будет ограничена доля иностранного участия в сайтах объявлений. Она сможет составлять не более 20 процентов.

Также, в случае принятия законопроекта, будут установлены обязанности владельцев таких сайтов. В частности, их обяжут не допускать использование ресурса с нарушением законов России. Владельцы сайтов объявлений должны будут соблюдать запреты и ограничения действующих законов, соблюдать права и интересы россиян. Фиксировать собираются даже нарушения норм о выборах и референдумах. Следить за тем, чтобы нормативные акты не нарушались, судя по тексту документа, будет призван Роскомнадзор.

Индивидуальных пользователей могут обязать публиковать реальные фамилию и инициалы. Юридические лица должны будут размещать данные компании. Для всех категорий станет обязательным указание адреса электронной почты. Отмечается, что это будет сделано для «направления юридически значимых сообщений»[3].

2020: Рост объема рынка сервисов поиска недвижимости на 3,3%, до 8,9 млрд рублей

Объем рынка сайтов с объявлениями о продаже и аренде квартир в России по итогам 2020 года составил 8,9 млрд рублей, увеличившись на 3,3% в сравнении с 2019-м. Об этом говорится в опубликованной в июне 2021 года аналитике «РБК Исследования рынков», посвященной рынку сайтов с объявлениями в сфере жилья.

Доходы сервисов увеличились в том числе благодаря мерам государственной поддержки строительной отрасли, принятые на фоне пандемии коронавируса COVID-19. Кроме того, сказалось увеличение посещаемости сайтов в целом, поскольку люди стали больше времени проводить дом.

В 2020 году объем рынка сайтов с объявлениями о продаже и аренде квартир в РФ достиг 8,9 млрд рублей

По данным аналитиков, доля Avito и принадлежащего ему порталу Domofond.ru, в 2020 году составила 33,4% против 20,6% у идущего следом «Циана». На третьем месте находится «Яндекс.Недвижимость» (13,1%), на четвертом — «Юла» (6,5%).

Согласно исследованию, в связи с тем, что основным источником доходов для сайтов-классифайдов в России являются поступления средств от платных услуг при размещении рекламных объявлений, а не от совершения сделок купли-продажи, темп прироста оказывается не столь велик. Кроме того, крупные игроки показывают существенный рост на фоне благоприятных условий на рынке недвижимости, отнимая долю у небольших компаний, которые продолжают терять позиции. Это приводит не столько к росту, сколько к перераспределению рынка онлайн-классифайдов недвижимости в России.

Исследователи отмечают, что на сегмент первичного рынка недвижимости в структуре таких сайтов и порталов приходится 17,8%, или 1,6 млрд рублей, вторичной недвижимости – 71,4%, или 6,3 млрд рублей и аренды – 10,8%, или 950 млн рублей по итогам 2020 года.

По данным социологического исследования РБК, самым распространенным ресурсом для поиска квартиры с целью покупки являются сайты объявлений, которые в течение 2020 года посещали около 62% опрошенных покупателей квартир из России.[4]