Системный проект электронного правительства России
Системный проект, разработанный Минкомсвязи, был представлен общественности 12 октября 2016 года на мероприятии TAdviser IT Government Day. Документ описывает цели и принципы развития электронного правительства России до 2020 года.
2016
*Медведев поручил учесть замечания Собянина и Мишустина в Системном проекте электронного правительства
На состоявшемся 24 октября 2016 года заседании правительственной комиссии по использованию ИТ для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности министр связи Николай Никифоров представил Системный проект электронного правительства до 2020 года.
Руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин и мэр Москвы Сергей Собянин выступили с критикой документа, рассказал TAdviser источник, знакомый с результатами обсуждения. Суть этих замечаний на момент публикации материала собеседник не сообщил. В Минкомсвязи от комментариев отказались, в пресс-службе правительства не ответили на запрос TAdviser. Стенограмма на момент выпуска материала опубликована не была.
По словам источника TAdviser, Системный проект по решению председателя правительства Дмитрия Медведева должен быть доработан совместными усилиями Минкомсвязи, ФНС и столичной мэрии.
Замминистра связи Алексей Козырев представил завершенную версию системного проекта
12 октября 2016 года на конференции TAdviser IT Government DAY Минкомсвязи представило завершенный Системный проект электронного правительства до 2020 года. Основные положения документа в ходе выступления озвучил заместитель министра связи Алексей Козырев.
Развитие электронного правительства предполагает реализацию принципа «4Л» - чтобы любой гражданин и любое ведомство могли взаимодействовать в любом месте и в любое время.
Документ предполагает два базовых направления преобразований в области электронного правительства:
- переход от ориентации на инфраструктуру к ориентации на потребности пользователя и
- внедрение современных управленческих подходов к развитию электронного правительства.
Основные показатели эффективности, как видят авторы документа, - это ноль бумаги, ноль чиновников и ноль проблем взаимодействия.
Цель развития – улучшение качества жизни населения и ведения предпринимательской деятельности, а также повышение эффективности госуправления за счет использования технологий электронного правительства. Для этого, по словам Алексея Козырева, требуется решить несколько задач. TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг
В их числе - обеспечить предоставление высококачественных государственных и муниципальных услуг, снизить издержки реализации функций и осуществления полномочий госорганов, обеспечить принятие управленческих решений преимущественно в режиме реального времени.
Еще одна задача - обеспечить возможность использования систем и сервисов электронного правительства для поддержки деятельности гражданского общества и бизнеса, в том числе их вовлечение в процессы государственного и муниципального управления.
Системный проект предполагает ряд качественных изменений электронного правительства. Во-первых, они касаются подходов к предоставлению электронных услуг. Должен быть установлен унифицированный порядок (типизация) предоставления социально-массовых и востребованных региональных и муниципальных услуг, проактивность, информирование о наступлении соответствующих прав на получение услуги, человеко-ориентированное проектирование услуг.
Должны быть организованы единая система предоставления услуг (омниканальность) и комплексные услуги по жизненным и деловым ситуациям.
На уровне выгод для граждан и организаций от электронных услуг документ предполагает следующие изменения: сокращение сроков, снижение пошлин, экстерриториальность, возможность совершения электронных платежей, ограничение одним визитом в орган власти/МФЦ и наличие персонифицированной электронной среды.
Изменения на уровне электронного взаимодействия включают межведомственный обмен в режиме реального времени, голосовую и/или биометрическую идентификацию, использование сервисов электронного правительства всеми ветвями власти.
К этому же пункту относятся поддержка деятельности общественных организаций, включая НКО, интеграция информационных ресурсов сети МФЦ и электронного правительства, создание электронных архивов юридически значимой госинформации и трансграничный обмен юридически значимыми документами.
На уровне управления предполагается внедрение архитектурного подхода в координации информатизации, единая электронная система мониторинга развития электронного правительства и оказания услуг и вовлечение пользователей в процесс улучшений.
Мнения о системном проекте в ходе конференции TAdviser IT Government DAY высказали ИТ-директора федеральных ведомств и регионов, а также отраслевые эксперты. В частности, прозвучали выступления заместителя председателя Правления Пенсионного фонда Николая Елистратова, директора ИТ-департамента Минздрава Елены Бойко, начальника ИТ-управления ФНС Татьяны Матвеевой, директора центра ИТ-исследований и экспертизы РАНХиГС Михаила Брауде-Золотарева, председатель совета директоров "АйТи" Тагира Яппарова, директора по электронному правительству "Ростелекома" Михаила Бондаренко, начальника ИТ-управления ФССП Натальи Звягиной, директора ИТ-департамента Краснодарского края Игоря Скобелева, министра по ИТ и связи Кировской области Александра Зорина и других. Комментарии к системному проекту будут опубликованы в полной версии отчета о мероприятии позднее.
Электронное правительство 2020: Минкомсвязи представило свое видение на TAdviser SummIT
Директор департамента развития электронного правительства Минкомсвязи РФ Владимир Авербах, выступая на TAdviser SummIT 31 мая 2016 года, рассказал о стратегии развития электронного правительства на ближайшие пять лет и текущих результатах.
Стратегия развития до 2020 года предполагает, что к указанному сроку доли электронных и традиционных госуслуг должны сравняться. В том случае, когда для получения услуги будет требоваться личное присутствие гражданина в МФЦ или органе власти, должно быть законодательно закреплено, что это должен быть максимум один личный визит. Планируется также переход к обслуживанию жизненных ситуаций: на портале госуслуг должны быть описаны различные ситуации и пути выхода из них с использованием госуслуг.
Реализация стратегии должна привести к снижению расходов органов власти за счет использования сервисов электронного правительства не только для услуг, но и функций, а также за счет укрупнения базовых государственных информационных ресурсов, сказал Владимир Авербах. Последнее также снизит объемы межведомственного взаимодействия.
В рамках стратегии электронное правительство должно развиваться как платформа, что предполагает впоследствии переиспользование его элементов и данных для бизнеса. Также должно развиваться электронное гражданское общество, например, в форме таких проектов как «народный контроль», народный инспектор». Помимо этого, стратегия предполагает расширение сервисов электронного правительства на другие ветви власти, например, судебную ветвь.
В ходе выступления Владимир Авербах привел ключевые пункты нового системного проекта электронного правительства России, разработанного Минкомсвязи. Первое публичное обсуждение этого документа состоялось в марте 2016 года на конференции TAdviser Government Day при участии замминистра связи Алексея Козырева.
Проект предполагает, что к 2020 году, например, оказание госуслуг будет происходить по экстерриториальному принципу, межведомственное взаимодействие перейдет полностью на онлайн-режим, будет выработан единый механизм сбора и анализа сведений о результатах и сроках оказания электронных услуг. Также будет осуществлена типизация региональных и муниципальных услуг, проактивное предоставление услуг и многое другое.
Говоря о промежуточных результатах развития электронных госуслуг, Владимир Авербах привел данные исследования Росстата, что в 2014 году ими воспользовались около 35% граждан, а в 2015 году – около 40% граждан. При этом выросло не только число пользователей, но и частота потребления, отметил он.
Посещаемость портала госуслуг Gosuslugi.ru за год выросла примерно в два раза: в апреле 2016 года было зафиксировано до 15 млн в месяц посещений против 7 млн посещений в апреле 2015 года. Владимир Авербах во многом связывает это с внедрением новой версии портала госуслуг, на которую в 2016 году планируется переключиться. Пока она работает в режиме бета по адресу beta.gosuslugi.ru.
В соответствии с президентским указом, в 2018 году 90% граждан должны быть удовлетворены качеством электронных госуслуг. Представитель Минкомсвязи отметил, что уровень качества сервисов постоянно повышается, и в большой степени – за счет обратной связи от граждан. В специальном разделе портала госуслуг можно осуществить досудебное обжалование услуги. Вскоре кнопка «Пожаловаться» будет появляться при получении каждой госуслуги, рассказал Владимир Авербах.
Общественное обсуждение основных положений нового системного проекта на конференции TAdviser в марте
2 марта 2016 года TAdviser и Минкомсвязь России провели совместную конференцию IT Government DAY, посвященную информатизации госсектора. В рамках мероприятия при участии заместителя министра связи Алексея Козырева состоялось общественное обсуждение положений Системного проекта Электронного правительства (ЭП) до 2020 года, который готовит Минкомсвязи России.
С отчетом о мероприятии и общественном обсуждении можно ознакомиться по ссылке.
Полная видеозапись общественного обсуждения основных положений системного проекта электронного правительства до 2020 года
2015
Начало работы над новым системным проектом электронного правительства
По заказу Минкомсвязи эксперты РЭУ им. Плеханова проанализировали возможность в обозримом будущем отказаться от офлайновых каналов оказания госуслуг и перспективу их предоставления через «умные» телевизоры и соцсети, а также разработали целевую вычислительную и телеком-инфраструктуру электронного правительства.
В открытом конкурсе на проведение научно-исследовательской работы (НИР) о перспективах развития электронного правительства до 2020-2025 годов[1], объявленном Минкомсвязи в октябре 2015 года, помимо победившего Плехановского университета участвовал Аналитический центр при Правительстве РФ.
РЭУ предложил провести НИР за 24,7 млн рублей, Аналитический центр оценил работу в 23 млн.
Завершить исследование и сдать результаты победитель должен был до 15 декабря 2015 года.
Как следует из предложения РЭУ, при подготовке системного проекта эксперты должны были опираться на публикации главы Институт развития информационного общества (ИРИО) Юрия Хохлова, президента Фонда поддержки системного проектирования, стандартизации и управления проектами (ФОСТАС) Евгения Зиндера, гендиректора аналитического агентства "Новые стратегии" Александра Райкова и других экспертов, напрямую не связанных с университетом.
Предыдущий системный проект был разработан в 2010 году и охватывал только инфраструктуру, говорится в ТЗ. Скорректировать его Правительству поручил Президент в марте 2013 года.
«Электронное правительство, включая его последующие формы и расширения («цифровое правительство», «большое правительство», «открытое правительство», «разумное правительство», и др.) за последние 5-7 лет и в мире, и в Российской Федерации приобрело качественно больший масштаб и вышло на новый уровень требований к функциям и к динамике изменений. Для успешного развития и использования ИКТ в системе государственного управления Российской Федерации необходимо соединение принципиально новых идей в организации электронного правительства с существующими принципами, методами и инструментами реализации отдельных ИКТ-систем в составе электронного правительства», - отмечали в Минкомсвязи.
После разработки системный проект пройдет экспертное и общественное обсуждение, сообщали TAdviser в министерстве.
О планах объявления конкурса в июне 2015 года в интервью TAdviser говорил замминистра связи Алексей Козырев:
«Мы рассчитываем, что в нем примут участие практики, научное сообщество. Нам как раз был бы очень интересен взгляд со стороны. Мы будем выбирать то предложение, которое нам покажется наиболее интересным, адекватным. И в рамках работ по этому конкурсу нам проанализируют текущие узкие места в архитектуре, предложат стратегии развития архитектуры с учетом задач по переходу на цифровое правительство с необходимым анализом по возможным нагрузкам, по масштабированию системы, плюс системный проект, описывающий функциональность, архитектуру, программные и аппаратные средства».
На основании результатов этого конкурса Минкомсвязи планировала формировать техническое задание для «Ростелекома» (является по распоряжению Правительства единственным исполнителем) на развитие инфраструктуры электронного правительства на 2016 год.
Темы исследования
Выполнение НИР должно обеспечить основу для достижения следующих результатов, говорится в ТЗ Минкомсвязи:
- Определение целей развития электронного правительства Российской Федерации до 2020 года;
- Повышение уровня удовлетворенности и количества пользователей сервисов электронного правительства;
- Формирование принципов организации электронного правительства, основанных на социальной активности всех заинтересованных сторон процессов государственного и муниципального управления и современном уровне развития ИКТ;
- Применение подходов, направленных на повышение уровня эффективности, прозрачности, открытости, подотчетности и безопасности функционирования электронного правительства, на повышение способности к развитию и гибкому реагированию на возникающие изменения социальных, экономических, технологических и иных условий;
- Повышение эффективности деятельности по развитию электронного правительства в стратегической перспективе, обеспечение ее объективности, снижение зависимости от производителей отдельных ИКТ-решений.
В рамках НИР должны быть решены четыре задачи:
- дана оценка текущего уровня развития электронного правительства России в сравнении с электронными правительствами зарубежных стран;
- проведены исследования и определены перспективы развития отечественного электронного правительства;
- разработана агрегированная целевая модель электронного правительства и укрупненный план действий по ее достижению к 2020 году;
- разработан системный проект электронного правительства.
О том, как было
В ходе исследования состояния электронного правительства на момент начала работ подрядчик среди прочего должен был:
- определить негативные факторы и проблемные зоны, препятствующие его развитию, и дать предложения по устранению этих факторов;
- изучить нормативную базу электронного правительства (понять – достаточна ли она) и действующие ключевые показатели эффективности (дать предложения по формированию системы их мониторинга);
- проанализировать использование отечественных и зарубежных ИКТ в существующей программно-технической платформе электронного правительства, выработать предложения по повышению уровня информационной безопасности, в том числе путем импортозамещения;
- изучить опыт построения электронного правительства в Сингапуре, Южной Корее, Великобритании, США и Австралии, сравнить их уровень развития с российским электронным правительством, а также выявить передовые решения для возможного использования в России.
О том, как может быть
Исследовав перспективы развития, победитель конкурса Минкомсвязи должен был:
- дать прогноз основных характеристик электронного правительства России в 2025 году «с учетом глобальных тенденций развития и использования ИКТ» (характеристики пользователей, ценностей сервисов для них, высокоуровневое описание функциональных возможностей электронного правительства);
- проанализировать возможность перехода «к концепции полностью электронных услуг на всех этапах их оказания без включения в процесс ручных операций»;
- изучить перспективы предоставления госуслуг «вне государственных каналов» и через новые каналы («умные телевизоры, носимую электронику, соцсети и т.п.);
- исследовать перспективы (в т.ч. экономические) предоставления негосударственных электронных сервисов через инфраструктуру электронного правительства;
- разработать принципы и подходы предоставления сторонних сервисов через единый портал госуслуг (ЕПГУ) и сервисов ЕПГУ через внешние информационные системы;
- проанализировать перспективы применения инфраструктуры электронного правительства для гражданско-правового взаимодействия, для взаимодействия хозсубъектов;
- исследовать методы управления идентификацией пользователей в электронном правительстве, а также перспективы применения государственных сервисов идентификации в негосударственном секторе;
- разработать высокоуровневую целевую вычислительную и телеком-инфраструктуру электронного правительства до 2020 года, проанализировать возможности импортозамещения в ней;
- разработать принципы определения исполнителей работ по развитию электронного правительства;
- определить задачи электронного правительства при взаимодействии государства с гражданами, бизнесом и внутри себя;
- предложить пути совершенствования нормативно-правовой базы, а также ответить на ряд других вопросов (подробнее в ТЗ[1]).
2010: Первый системный проект электронного правительства
13 июля 2010 года Правительственная комиссия по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления под председательством Сергея Собянина утвердила «Системный проект формирования электронного правительства» (скачать документ). Документ был предназначен для разработки на его основе долгосрочной целевой программы по созданию электронного правительства на 2011-2015 годов.
Исполнителем проекта выступила компания «Ростелеком», которая, в свою очередь, заказала эту работу Высшей школе экономики и Академии народного хозяйства. Первая версия документа была представлена в начале 2010 года заинтересованным ведомствам, включая Минобрнауки, Минэкономразвития и Минздравсоцразвития. Тогда чиновники решили, что «это не тот документ, который можно принять как руководство к действию» и отправили его на доработку.
Системный проект описывает основные направления работ по созданию электронного правительства и его ключевые компоненты. К основополагающим направлениям работ в документе относится переход на предоставление госуслуг и исполнению государственных функций в электронном виде, перевод в цифровой вид государственной учетной деятельности, формирование ключевых инфраструктур электронного правительства, а также обеспечение его информационно-технологических компонентов.
Взаимодействие госорганов с потребителями госуслуг в документе разделено на несколько этапов:
- информационный (предоставление в электронном виде информации о порядке оказания услуг),
- одностороннее взаимодействие (предоставление в электронном виде необходимых форм и бланков),
- двустороннее взаимодействие (начало предоставления в электронном виде самой услуги),
- интерактивный этап (мониторинг в электронном виде хода исполнения, а также электронное взаимодействие между различными исполнителями),
- полностью удаленное взаимодействие (юридически значимое электронное взаимодействие между всеми участниками предоставления услуги, получения в электронном виде результатов предоставления).
Для оказания госуслуг в электронном виде предусматривается создание:
- порталов госзакупок,
- информационно-платежных шлюзов,
- систем межведомственного взаимодействия,
- единого и регионального порталов госуслуг с поддерживающими системами, такими как, например, регистры услуг, контакт-центры, системы идентификации граждан, удостоверяющие центры электронной цифровой подписи.
2009: Президент Дмитрий Медведев дает поручение о разработке системного проекта
Поручение президента РФ Дмитрия Медведева о подготовке системного проекта электронного правительства датируется 10 июля 2009 года.
См. также