Содержание |
2023: Падение продаж суперяхт на 17% из-за ухода с рынка богатых россиян
В 2023 году во всем мире было продано 203 новые суперъяхты. Это на 17% меньше по сравнению с предыдущим годом, когда было реализовано 245 таких кораблей. По отношению к рекордному 2021 году с 313 проданными суперъяхтами спрос сократился более чем на треть. Такие данные приводятся в отчете SuperYacht Times, опубликованном в середине апреля 2024 года.
Аналитики объясняют сокращение спроса на суперъяхты несколькими причинами. Основная — уход с рынка богатых покупателей из России, которые перестали размещать заказы в связи с западными санкциями. Кроме того, наблюдается значительный рост цен из-за более высоких затрат на рабочую силу и материалы. Еще одной причиной названы задержки, обусловленные последствиями пандемии COVID-19. Покупателю, размещающему заказ на новое судно длиной более 60 метров, придется ждать три–четыре года. Для многих потенциальных клиентов такие сроки оказываются неприемлемыми.
В отчете говорится, что в сложившейся ситуации больше всего пострадал сегмент суперъяхт длиной более 200 метров. В 2023 году их продажи рухнули на 40% по отношению к 2022-му. Аналитики полагают, что в 2024 году с учетом роста стоимости и больших сроков выполнения заказов продажи также «несколько сократятся».TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг
Вместе с тем в исследовании отмечается, что на фоне снижения спроса среди российских олигархов увеличилось количество заказов со стороны жителей США. В 2023 году на долю американцев пришлось почти 25% в общем объеме продаж суперъяхт. При этом заказчики из США обычно приобретают более компактные яхты, чем ближневосточные и российские покупатели. Так, средняя длина яхт, принадлежащих клиентам из Саудовской Аравии, составляет 61,6 метра против 61 метра у россиян и 54 метров у американцев.[1]
2022: Содержание яхты в год обходится в 10-15% от её стоимости
Яхты требуют внимательного ухода. Они стоят в соленой воде, из-за которой на корпусе образуется ржавчина и плесень. Яхты нужно регулярно мыть и чистить, красить и перекрашивать, следить за работой винтов и швартовных линий.
По словам одного из юристов, с которым в ноябре 2022 г побеседовал Bloomberg, поддержание яхты в год может стоить от 10 до 15% ее стоимости. Когда яхты не ходят в море, их содержание обходится дешевле - минимум в 3% от её стоимости.
2021: Продажи яхт в мире удвоились, до 4,06 млрд евро
В 2021 году по всему миру было продано 262 яхты, что на 46 штук больше, чем годом ранее. При этом в денежном выражении объем этого рынка за тот же период почти удвоился - с 2,27 млрд до 4,06 млрд евро. Об этом свидетельствуют данные аналитиков The Superyacht Agency (обнародованы в середине января 2022 года), изучающих рынок яхт.
В 2021 году пандемия COVID-19 продолжила оказывать негативное влияние на рынок яхт, однако коронавирусные ограничения были менее строгими, чем в 2020-м. В результате многие владельцы и/или потенциальные покупатели использовали свои суда или фрахтовали другие, что может в некоторой степени объяснить, почему в третьем квартале 2021 года было заключено меньше сделок, чем в 2020 году.
После двух лет с 2020 по 2022 года ограниченного времени на яхтинг совершенно неудивительно, что продажи снизились в пиковые средиземноморские месяцы. Самым продуктивным периодом продаж в 2021 году оказался четвертый квартал, когда было совершено 78 продаж.
Относительно низкий общий объем продаж в 2020 году стал следствием первоначального воздействия пандемии COVID-19 и вызванной ею неопределенности в экономике. В 2020 году средняя цена яхты составляла €10,5 млн, тогда как в 2021-м она выросла до €15,6 млн. Как объяснил Джонатан Беккет, генеральный директор Burgess: «... в нынешнем виде цены разумны. Наценки из-за COVID больше нет, вы не можете выйти и найти дешевые предложения на отличные суперяхты, но, в равной степени, я не думаю, что цены завышены спросом на данный момент. Цены кажутся справедливыми, и это потрясающе».
2021 год оказался удачным периодом для брокерской деятельности на рынке суперяхт. Многие из наиболее известных комментаторов рынка отрасли прогнозируют, что продажи останутся высокими в 2022 году. Тем не менее, все они также предупреждали о потенциальном влиянии отсутствия качественных поставок в пределах наиболее желаемых диапазонов размеров и брендов, что может в конечном итоге повлиять на ценообразование.[2]