Проект

Банк «Открытие» автоматизировал андеррайтинг и верификацию с помощью low-code

Заказчики: Банк Открытие (ФК Открытие)

Москва; Финансовые услуги, инвестиции и аудит

Продукт: FIS Platform

Дата проекта: 2019/03 — 2023/03
Технология: BPM
подрядчики - 482
проекты - 6247
системы - 475
вендоры - 317
Технология: СОА
подрядчики - 112
проекты - 744
системы - 152
вендоры - 117
Технология: Средства разработки приложений
подрядчики - 195
проекты - 430
системы - 676
вендоры - 343

2023: Автоматизация андеррайтинга и верификация с помощью low-code

Российский универсальный коммерческий банк «Открытие» автоматизировал процессы андеррайтинга и верификации с помощью low-code платформы FIS Platform — разработки компании FIS («Финансовые информационные системы»), которая сообщила об этом 21 апреля 2023 года.

Банк «Открытие»

По информации компании, в 2018 году банк принял обновленную стратегию развития бизнеса на 3 года — до 2020-го. Перед банком стояла амбициозная задача – в кратчайшие сроки провести модернизацию и начать зарабатывать прибыль. Поскольку «Открытие» было сформировано в результате объединения 15 банков, в нем одновременно функционировали более 600 ИТ-систем – и 60% из них требовалось оптимизировать. В том числе — в корне трансформировать систему андеррайтинга и верификации, консолидирующую различные данные

Для решения задачи повышения качества оценки клиентов банк выбрал low-code платформу компании FIS, которая сотрудничала ранее с присоединенным к «Открытию» Бинбанком, и принял решение о создании кастомизированной системы «Атрибут» на ее основе. 

Критически важно было, чтобы решение вписалось в комплексный план изменения ИТ-инфраструктуры банка. Разрабатываемое решение было призвано полностью автоматизировать процессы андеррайтинга и верификации, заменив собой сразу три системы, ранее внедренных в банке.

Задачами проекта стали создание единого рабочего стола для верификаторов, единого поискового интерфейса, единого хранилища негативных списков и единой точки входа для интеграции с рядом внешних источников. За счет этого планировалось получить существенные дополнительные выгоды для удовлетворения бизнес-требований и оптимизации работы департамента проверки клиентов (ДПК) и департамента ИТ-развития банка (ДИТР). Метавселенная ВДНХ 3.4 т

Наращивание клиентской базы стало основной бизнес-задачей банка, необходимо было: 

  • в 2 раза увеличить число клиентов розничного бизнеса;
  • в 5 раз – клиентов МСБ;
  • в 3 раза – клиентов крупного корпоративного бизнеса. 

Для достижения этих результатов внедряемая система «Атрибут» должна была позволить увеличить объем и скорость обработки заявок минимум на 15%, а также повысить эффективность риск-проверок и сделать их быстрее. 

Автоматизировать бизнес-процессы Департамента проверки клиентов «Открытия» было решено по ряду причин: 

  • время рассмотрения заявки составляло порядка 120 минут – за эти два часа многие клиенты, которые искали оперативное решение, могли принять решение о выборе другого банка;
  • пропускная способность снижалась из-за использования трех разных систем для проверки разных типов заемщиков.

Оптимизация работы департамента должна была позволить банку нарастить клиентскую базу и свести к минимуму число операционных ошибок. 

Работа ИТ-департамента также должна была соответствовать параметрам обновленной стратегии: 

  • оптимизация множества систем и приведение их в соответствие с актуальными требованиями рынка;
  • сокращение бюджета на ежегодное содержание системы андеррайтинга; 
  • синхронизация внедрения с другими системами. 

Обновленная система должна была стать единой базой для развития процессов андеррайтинга и верификации в банке «Открытие», а также основой для работы с другими направлениями в дальнейшем (розничный бизнес, МСБ, корпоративный бизнес, РКО, дебетовые операции).

Команда FIS занималась реализацией проекта «Атрибут» с 2019 года. Ключевой особенностью проекта стало то, что большая часть работ выполнялась силами банка, FIS была привлечена для создания интерфейса одного из модулей системы. Все работы по интеграции выполнены специалистами банка «Открытие». Система была встроена в ИТ-ландшафт банка. Были разработаны и интегрированы дополнительные функциональные модули, а также осуществлено масштабирование. 

Благодаря сотрудничеству банка и вендора работы по созданию базовой версии системы были выполнены за 6-8 месяцев.

В результате:

  • в экосистеме банка существует единая точка входа для сбора информации из внешних/внутренних источников для всех систем – CRM, кредитного конвейера, бэк-офисных систем;
  • обработка данных из внутренних и внешних систем происходит автоматически;
  • создан единый рабочий стол верификатора;
  • создан единый интерфейс для поиска информации о клиенте банка;
  • реализована возможность сбора данных по всем внутренним источникам (в том числе, по черным спискам);
  • реализована возможность быстрого сбора данных из внешних источников;
  • автоматизированы стратегии принятия решений по заявке.

Для внедрения эффективной системы автоматизации и решения задач в установленные сроки команда проекта: 

  • Оптимизировала процесс верификации. Весь функционал был перенесен в единую систему, что кратно оптимизировало процесс работы с заявками и повысило качество их обработки.
  • Разработала универсальный пользовательский интерфейс. В нем были учтены пожелания конечных пользователей, применен обновленный подход к созданию виджетов.
  • Работала по методологии SCRUM. Проект реализовывался итерационно, спринтами по три месяца. В конце каждого спринта у команды банка был свой KPI.
  • Работала совместно с командой банка. В банке была выделена команда по развитию и сопровождению low-code платформы FIS Platform. На этапе развития кастомизация системы оперативно проводилась силами команды банка.

В результате работы над проектом «Атрибут» было разработано единое универсальное решение для автоматизации процессов андеррайтеров и верификаторов. FIS Platform стала целевой платформой для создания ИТ-решений банка. 

«
Внедрение low-code платформы в экосистему банка, в первую очередь, способствовало созданию единого рабочего стола верификатора. Это положительно сказалось на производительности – например, время рассмотрения кредитных заявок у нас сократилось в 3 раза. Также была реализована система управления очередью – она учитывает и часовые пояса, и графики работы сотрудников, и систему приоритетов. Естественно, это тоже позволило увеличить нашу производительность. На апрель 2023 года мы уже перевели на платформу несколько продуктов – потребительские кредиты, ипотечное кредитование, андеррайтинг залогов, верификацию запросов РКО и кредитование МСБ.

поведала Мария Сашевская, начальник управления верификации и андеррайтинга, банк «Открытие»
»

С помощью системы «Атрибут» бизнес-процессы были оптимизированы и стали более прозрачными для пользователей. Теперь проверки клиентов проходят быстрее, а решения по заявкам стали более точными, так как поиск и анализ данных автоматизирован и сводит к минимуму риски совершения операционных ошибок. 

Были оптимизированы следующие параметры: 

  • стратегии проверки клиентов были оптимизированы – теперь они отвечают тенденциям рынка и экономической ситуации. В них добавлены кросс-проверки триггеров по экспресс-кредитованию, кредитованию МСБ, ипотеке, потребительскому кредитованию (вывод функционала из RTDM);
  • количество автоматически принимаемых решений значительно выросло; 
  • качество решений тоже увеличилось – за счет расширения перечня доступных источников информации;
  • поиск и анализ данных был автоматизирован;
  • был сформирован единый центр затрат группы на информационные ресурсы – теперь все расходы полностью прозрачны.

Дополнительно был запущен процесс непрерывной оптимизации и адаптации системы для работы с входящими бизнес-требованиями.  

Система андеррайтинга и верификации была комплексно оптимизирована: скорость проверки заявок увеличилась в 2 раза, а число операционных ошибок в 2 раза сократилось. Теперь каждый линейный сотрудник легче ориентируется в системе и обрабатывает на 15-25% больше заявок, чем раньше. Время ожидания обработки заявки также сократилось (в среднем на 10%), а качество принимаемых решений повысилось за счет расширения перечня доступных источников информации. 

Работа по оптимизации ИТ-департамента проводилась поэтапно: 

  • по факту внедрения системы «Атрибут» в марте 2019 года была создана единая система учета клиентских данных, автоматически обновляемая и пополняемая информацией из разных источников;
  • уже через 3 месяца после внедрения удалось полностью автоматизировать обработку запросов и стратегию принятия решений — в том числе сократив на 30% время обработки процессов розничного кредитования и МСБ;
  • через полгода после старта работы 80% пилотной группы из участников процессов андеррайтинга и верификации уже были включены в систему;
  • на начало 2020 года 3 фронт-системы МСБ и розничного кредитования были интегрированы в систему, а все участники процессов верификации и андеррайтинга подключены к работе. 

Система андеррайтинга и верификации «Атрибут», разработанная на FIS Platform, позволила банку ускорить обслуживание клиентов, оптимизировать качество принимаемых решений, а также внесла вклад в улучшение качества портфеля.

«
Банк «Открытие» — наш стратегический и технологический партнер. Гибкие решения на базе FIS Platform позволяют ему развиваться в ускоренном темпе и вовлекать в процесс постоянной цифровой трансформации специалистов без узких технических навыков – на уровне аналитиков. В работе над системой «Атрибут» объединенная команда со стороны банка и вендора в сжатые сроки создала решение, продолжив развивать внутренний центр компетенций по разработке на low-code конструкторе приложений. Данный проект стал возможен благодаря вовлеченности руководства банка в модернизацию бизнес-процессов.

рассказал Амангелды Мамырбеков, директор по развитию FIS
»

В результате внедрения процессы андеррайтинга и верификации оптимизировались, их обслуживанием занято гораздо меньше людей, а все необходимые для работы данные агрегируются и подготавливаются автоматически.

Система «Атрибут» развивается в экосистеме банка непрерывно уже более 3 лет, изменения внедряются каждые 2-3 недели. С ее помощью автоматизированы более 40 процессов и увеличен объем обрабатываемых запросов до 100 млн. На апрель 2023 года каждый день системой пользуются более 100 пользователей, а среди внешних источников — около 40 баз.

2022: Внедрение депозитного конвейера

Банк «Открытие» внедрил депозитный конвейер компании FIS, о чем последняя сообщила 13 апреля 2022 года.

Благодаря этому решению корпорации могут быстро узнавать максимальную ставку по депозиту исходя из текущих рыночных условий и оперативно принимать решение о размещении средств в «Открытии».

Конвейер разработан на базе no-code платформы FIS Platform специально для банка «Открытие». Решение значительно упрощает открытие депозитов: банк может подготовить для клиента персональное предложение с предварительно одобренной ставкой, которая будет доступна в интернет-банке «Открытие-бизнес онлайн». Теперь у компаний есть два способа открыть депозит дистанционно: по стандартной или индивидуальной ставке. При этом клиентам доступны разные диапазоны сроков и сумм размещения. С учетом универсальности депозитной линейки банка «Открытие» и ее полной представленности в интернет-банке, данный подход к индивидуальным предложениям расширяет возможности компаний по управлению ликвидностью.

Легкость внедрения и управления конвейером позволила запустить проект менее чем за 6 месяцев. В течение этого срока была разработана система согласования ставок и интеграция с интернет-банком, АБС и CRM-системой.

«
Данная технология позволит компаниям принимать решение о выгодном размещении средств всего за несколько минут. Актуальные индивидуальные ставки доступны в интернет-банке «Открытие-Бизнес Онлайн», поэтому ждать одобрения банка больше не нужно. Через конвейер ежедневно проходят сотни сделок, и наши клиенты получают высокий доход от собственных средств. Благодаря внедренной технологии управление ликвидностью стало более эффективным, – подчеркнул Андрей Карасев, старший вице-президент, директор департамента корпоративного бизнеса банка «Открытие».
»