Разработчики: | Яндекс (Yandex) |
Дата премьеры системы: | ноябрь 2019 г |
Отрасли: | Логистика и дистрибуция |
Технологии: | Робототехника |
Содержание |
2024: ДТП в Москве
5 августа 2024 года робот-доставщик «Яндекса» столкнулся с автомобилем на пешеходном переходе в Москве. Дорожно-транспортное происшествие произошло на Зубовском бульваре в столичном районе Хамовники.
Сообщается, что робот двигался по пешеходному переходу в соответствии с правилами дорожного движения — на разрешающий сигнал светофора. Автоматический доставщик практически завершил пересечение улицы, когда его задел автомобиль Kia Rio. Отмечается, что в результате аварии робот получил незначительные повреждения. При этом никто из людей не пострадал, а водитель машины и компания «Яндекс» не имеют претензий друг к другу.
Когда робот практически завершил переезд, его задел автомобиль. В результате инцидента никто не пострадал, — сообщили представители российской ИТ-компании. |
В интернете обнародовано видео с места происшествия: на нем видно водителя, сидящего в своем автомобиле, сотрудника ГИБДД, снимающего инцидент на камеру смартфона, и робота. Между тем в соцсетях разгорелись споры о том, кто должен платить за ущерб в ДТП с автоматизированным курьером. Дело в том, что в правилах дорожного движения отдельного пункта о беспилотниках нет. Если рассматривать робота в качестве транспортного средства, то на пешеходном переходе он не должен был находиться, и тогда водитель мог бы предъявить претензию. Под критерий препятствия беспилотник также не подпадает, поскольку, согласно ПДД, это неподвижный объект либо неисправное, поврежденное транспортное средство. А робот в момент аварии находился в движении. Метавселенная ВДНХ
Автоюрист Лев Воропаев считает, что в случае ДТП с беспилотниками виновник должен устанавливаться в соответствии с действующими ПДД. Если виноват водитель транспортного средства с действующим полисом ОСАГО, то страховая компания возместит стоимость причиненного ущерба владельцу робота. Аналогично в случае вины беспилотника компенсацию получит другой участник аварии.[1]
2021
Анонс роботов-курьеров 3-го поколения
17 ноября 2021 года «Яндекс» объявил о создании роботов-курьеров третьего поколения. Они начали использоваться для доставки еды в кампусе Аризонского университета США, где живут работают около 35 тыс. человек.
Среди главных нововведений в «Яндекс.Роверах» — улучшенный лидар, который позволяет лучше видеть близкие объекты: угол обзора по вертикали стал шире, а число испускаемых лучей увеличилось с 16 до 64. Также появилась дополнительная камера с большим фокусным расстоянием, позволяющая видеть светофоры на противоположной стороне даже очень широкой дороги.
Новый ровер сможет перевозить в 60-литровом отсеке до 20 кг груза — к примеру, шесть 40-сантиметровых пицц и четыре двухлитровые бутылки газировки. В робота второго поколения помещается пять пицц без газировки.
По словам разработчиков, подвеска третьего поколения стала мягче. Теперь роботам легче забираться на высокие бордюры, ездить по бездорожью, преодолевать снежную кашу и другие сложные участки пути. Роботы стали тише передвигаться по плитке, брусчатке и на съездах с бордюров.
Роверов третьего поколения тестировали летом 2021 года в центральной части России, поэтому создали специальную площадку с искусственным снегом, чтобы проверить новую подвеску в зимних условиях. По словам «Яндекса», на рынке нет подходящих зимних шин, поэтому их тоже делает компания.
Мы много экспериментировали — например, меняли рисунок и глубину протектора — и к появлению новых роботов нашли самые удачные варианты, — рассказали в «Яндексе». |
Кроме того, обновленные роботы-доставщики оборудованы съёмной батареей. Теперь ему не нужно брать паузу для зарядки — замена севшего аккумулятора на свежий занимает меньше минуты. Когда аккумулятор снят, ровер питается от небольшой резервной батареи, сообщили в компании.[2]
«Почта России» начала доставлять посылки с помощью роботов «Яндекса»
25 октября 2021 года «Почта России» сообщила о запуске услуги доставки с помощью роботов «Яндекса». Речь идет об использовании устройств «Яндекс.Ровер», который на первом этапе будут доставлять посылки из 27 почтовых отделений в Москве. Сначала было закуплено 36 роботизированных курьеров. Подробнее здесь.
Старт доставки роботами-курьерами заказов в жилые дома в Москве
В феврале 2021 года робот «Яндекс.Ровер» начал доставлять заказы «Яндекс.Лавки» в жилые дома на Ходынском поле в Москве. Компания обещает расширять географию работы автоматизированных курьеров. Подробнее здесь.
2020
У «Яндекс.Еды» появились роботы-курьеры, доставляющие заказы в Москве и Иннополисе
9 декабря 2020 года «Яндекс» объявил о начале использования роботов-курьеров для доставки заказов пользователей «Яндекс.Еды». Пока беспилотники «Яндекс.Ровер» доступны только работникам и посетителям делового квартала «Белая площадь» у метро «Белорусская» в Москве, а также Иннополисе под Казанью. Подробнее здесь.
Старт доставки продуктов из «Яндекс.Лавки»
22 октября 2020 года стало известно о том, что роботы-курьеры «Яндекс.Ровер» начинают доставлять продукты из «Яндекс.Лавки» в Москве. Об этом на своей странице в социальной сети Facebook сообщил генеральный директор «Яндекс.Такси» Даниил Шулейко.
Этот красавчик уже готовится к выходу на смену в одну из «Лавок» Москвы. Оказалось, что договориться о внешнем виде Ровера — это вовсе не на день задачка, — написал он. |
По словам Шулейко, сначала «Яндекс.Ровер» будет доставлять заказы, оформленные через «Яндекс.Лавку», ограниченному кругу клиентов в бизнес-центров. Для того, чтобы получить купленные продукты, нужно будет спуститься на улицу и забрать их у роботизированной машины.
Даниил Шулейко в комментариях к своему сообщению в Facebook признал, что существует риск кражи робота, заметив при этом, что он довольно тяжёл, а его перемещения отслеживаются. В каких именно районах Москвы будет работать доставка продуктов «Яндекс.Роверами», к 22 октября 2020 года не сообщается.
В «Яндексе» рассчитывают, что в перспективе роботы-доставщики будут использоваться одновременно с курьерами, что позволит удовлетворить пиковый спрос на доставку. При этом, в отличие от курьеров, роботы не смогут входить в подъезды - клиентам придется выходить из дома, чтобы забрать заказ. Открыть крышку грузового отсека робота может только получатель заказа с помощью мобильного приложения.
Как сообщил «Российской газете» руководитель управления разработки АТОЛ Вадим Большаков, роботу могут помешать погодные условия: снег, дожди, морозы. Он может застрять на льду или в сугробе. Быть может, не объедет и гигантскую лужу. Много лестниц, бордюров и троп, не отмеченных на карте. Для робота такие маршруты, подтвердил директор по развитию «Промобот» Олег Кивокурцев, крайне трудны и даже опасны.[3]
Начало испытаний в Москве
В июле 2020 г «Яндекс» начала испытания беспилотного «Яндекс.Ровер» — своего робота-курьера. Впервые его увидели на улице Малая Дмитровка в Москве.
Это шестиколесный аппарат длиной около метра и примерно в полметра высотой, предназначенный для перемещения по тротуарам со скоростью пешехода. Робот способен не только распознавать окружающие его объекты и объезжать препятствия, но и прокладывать маршрут, пропуская людей и животных. Он оснащен лидаром, а значит, хорошо ориентируется и в дневное, и в ночное время суток. Однако по видео пока трудно сказать – движется "умный" чемодан на колесах автономно или управляется инженерами с ноутбуков.
Ранее «Яндекс.Ровер» тестировался только на территории московского офиса компании, с апреля его можно было увидеть в Сколково, где робот-курьер развозит документы и посылки. Заказчику нужно только встретить его, разблокировать через мобильное приложение замок грузового отсека, после чего забрать посылку.
Все это происходит в рамках утверждённого специальным законом эксперимента по развитию Искусственного Интеллекта в Москве. Эксперты уверены, что через несколько лет робот-доставщик может составить серьезную конкуренцию «живым» курьерам той же Яндекс.Еды или Деливери.Клуб.
Также специалистами высказываются предположения, что, помимо основных функций, робот без дополнительных издержек может осуществлять и другие, в частности, наблюдать за порядком по ходу своего маршрута с помощью специальных видеокамер, а также собирать большие данные у всех встреченных по пути пешеходов со смартфонами.
2019: Первая демонстрация робота
7 ноября 2019 года «Яндекс» представила робота–доставщика, который предназначен для перевозки небольших грузов по городским тротуарам. Устройство российской компании получило название «Яндекс.Ровер».
Робот способен распознавать объекты вокруг, планировать маршрут, объезжать препятствия, пропускать пешеходов и животных, а благодаря лидару (технология получения и обработки информации об удаленных объектах с помощью активных оптических систем) может делать все это в темноте.
В основе робота — разработки «Яндекса» для беспилотного автомобиля. На роботе-доставщике тестируются разные наборы сенсоров, новые конструкции шасси для более сложного рельефа и хрупких грузов.
В роботе используется классическая для такого оборудования конструкция с тремя парами колес и вертикальной загрузкой посылки. Для этого в верхней части робота установлен люк, открыть который могут только работник компании и клиент, использующий мобильное приложение для разблокировки. Высота робота составляет около полуметра.
К моменту анонса «Яндекс.Ровера» по дорогам уже ездят несколько роботов, они возят документы из штаб-квартиры «Яндекса» до автобуса, и на нем доезжают до других офисов компании.
Роботы-доставщики могут стать незаменимыми для этапа «последней мили» в логистике, считает руководитель направления беспилотных автомобилей в «Яндексе» Дмитрий Полищук.
«Яндекс.Ровер» может достичь точки назначения в полностью автономном режиме, но к 7 ноября 2019 года он пока контролируется с помощью удаленного оператора.
Предполагается, что роботы могут стать незаменимы для этапа «последней мили» в логистике, а сама компания планирует использовать его в проектах «Яндекс.Еда» и «Яндекс.Лавка» для доставки товаров из интернет-магазина «Беру» или в складской логистике.[4]
Робототехника
- Роботы (робототехника)
- Робототехника (мировой рынок)
- Обзор: Российский рынок промышленной робототехники 2019
- Карта российского рынка промышленной робототехники
- Промышленные роботы в России
- Каталог систем и проектов Роботы Промышленные
- Топ-30 интеграторов промышленных роботов в России
- Карта российского рынка промышленной робототехники: 4 ключевых сегмента, 170 компаний
- Технологические тенденции развития промышленных роботов
- В промышленности, медицине, боевые (Кибервойны)
- Сервисные роботы
- Каталог систем и проектов Роботы Сервисные
- Collaborative robot, cobot (Коллаборативный робот, кобот)
- IoT - IIoT - Цифровой двойник (Digital Twin)
- Компьютерное зрение (машинное зрение)
- Компьютерное зрение: технологии, рынок, перспективы
- Как роботы заменяют людей
- Секс-роботы
- Роботы-пылесосы
- Искусственный интеллект (ИИ, Artificial intelligence, AI)
- Обзор: Искусственный интеллект 2018
- Искусственный интеллект (рынок России)
- Искусственный интеллект (мировой рынок)
- Искусственный интеллект (рынок Украины)
- В банках, медицине, радиологии, ритейле, ВПК, производственной сфере, образовании, Автопилот, транспорте, логистике, спорте, СМИ и литература, видео (DeepFake, FakeApp), музыке
- Национальная стратегия развития искусственного интеллекта
- Национальная Ассоциация участников рынка робототехники (НАУРР)
- Российская ассоциация искусственного интеллекта
- Национальный центр развития технологий и базовых элементов робототехники
- Международный Центр по робототехнике (IRC) на базе НИТУ МИСиС
- Машинное обучение, Вредоносное машинное обучение, Разметка данных (data labeling)
- RPA - Роботизированная автоматизация процессов
- Видеоаналитика (машинное зрение)
- Машинный интеллект
- Когнитивный компьютинг
- Наука о данных (Data Science)
- DataLake (Озеро данных)
- BigData
- Нейросети
- Чатботы
- Умные колонки Голосовые помощники
- Безэкипажное судовождение (БЭС)
- Автопилот (беспилотный автомобиль)
- Беспилотные грузовики
- Беспилотные грузовики в России
- В мире и России
- Летающие автомобили
- Электромобили
Примечания
Подрядчики-лидеры по количеству проектов
Promobot (Промобот) (31)
Яндекс (Yandex) (14)
Cognitive Pilot (Когнитив Роботикс) (14)
Nvidia (Нвидиа) (11)
Сбербанк (10)
Другие (502)
Mains Lab (Мэйнс Лаборатория) (2)
Яндекс (Yandex) (2)
Московский центр инновационных технологий в здравоохранении (2)
Общегородской контакт-центр ДИТ Москвы (1)
РИР (Росатом Инфраструктурные решения) (1)
Другие (45)
Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров
Promobot (Промобот) (9, 32)
ABB Group (8, 23)
Cognitive Pilot (Когнитив Роботикс) (3, 21)
Cognitive Technologies (Когнитивные технологии) (1, 21)
Яндекс (Yandex) (2, 11)
Другие (573, 143)
ABB Group (2, 11)
Promobot (Промобот) (2, 4)
Cognitive Technologies (Когнитивные технологии) (1, 2)
Cognitive Pilot (Когнитив Роботикс) (1, 2)
Gaskar Group (Гаскар Интеграция) (1, 2)
Другие (10, 11)
Транспорт будущего (2, 1)
Бирюч-НТ Инновационный Центр (2, 1)
Эфко ГК (2, 1)
Astabot (АСТА) (1, 1)
Cognitive Technologies (Когнитивные технологии) (1, 1)
Другие (13, 13)
Fora Robotics (Фора Роботикс) (1, 2)
Dobot (Shenzhen Yuejiang Technology) (1, 1)
Intuitive Surgical (1, 1)
НИТУ МИСиС (Национальный исследовательский технологический университет) (1, 1)
Яндекс (Yandex) (1, 1)
Другие (5, 5)
Яндекс (Yandex) (1, 2)
Pudu Robotics (Pudu Technology) (1, 2)
Геоскан (Geoscan) (1, 1)
КиберСклад (1, 1)
Intuitive Surgical (1, 1)
Другие (0, 0)
Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения
Promobot - 26
Cognitive Agro Pilot Система автоматического вождения - 21
ABB IRB Промышленные роботы - 19
Da Vinci (робот-хирург) - 11
Яндекс.Ровер - 10
Другие 127
ABB IRB Промышленные роботы - 8
YuMi (Мобильный коллаборативный робот) - 4
Promobot - 4
Gaskar Group Hive Автономные дронопорты - 2
Cognitive Agro Pilot Система автоматического вождения - 2
Другие 11
Робот-врач Promobot - 1
Astabot Робот-палетный перевозчик - 1
МИСиС и 3D Bioprinting Solutions: 3D-биопринтер в виде роборуки для применения в операционной in situ - 1
Визорлабс Видеопилот (VizorLabs Spotter) - 1
Hi-Fly Cargo - 1
Другие 9