HP Universal CMDB

Продукт
Разработчики: Hewlett-Packard (HP)
Технологии: ITSM - Системы управления IT-службой

HP Universal CMDB - это база данных Configuration Management, предназначенная для того, чтобы ИТ-организации могли получать, документировать и хранить информацию об элементах конфигурации (ЭК), взаимозависимостях услуг и отношениях, поддерживающих бизнес-услуги. При интеграции в систему Service Manager, HP Universal CMDB сохраняет фактическое состояние ЭК и отношений ЭК, а система Service Manager сохраняет ожидаемое или управляемое состояние ЭК. Service Manager отслеживает заявки на изменения, базы и исторические обновления ЭК в HP Universal CMDB.

Согласно недавнему опросу, проведенному аналитической компанией Gartner, наиболее популярное желание потребителя ИТ-услуг – иметь более четкое представление о компонентах инфраструктуры и их взаимосвязях друг с другом. Организации используют это понимание для формирования оправданных решений в процессах управления изменениями или при необходимости выявления проблем в инфраструктуре.

Ключевым элементом при внедрении системы управления ИТ-ресурсами, согласно требованиям ISO 20000, рекомендациям ITIL, MOF, является конфигурационная база данных (CMDB) – централизованный репозиторий информации о компонентах ИТ-инфраструктуры и их взаимосвязях. Информация, содержащаяся в CMDB, используется во всех ITSM-процессах. Gartner отмечает такие необходимые функциональные особенности CMDB, как федеративность, объединение/консолидация данных, отображение и визуализация, синхронизация.

HP Universal CMDB является реализацией централизованного репозитория элементов ИТ-инфраструктуры от компании Hewlett-Packard и представляет собой универсальный инструмент для отслеживания взаимосвязей элементов ИТ-инфраструктуры на всем протяжении их жизненного цикла. HP Universal CMDB выполняет анализ и оценку влияния изменений того или иного элемента на функционирование ИТ-сервисов в целом. Она сочетает в себе все преимущества стандартной CMDB, однако не ограничивается ими.

Стандартная CMDB обеспечивает, во-первых, возможность автоматического обнаружения изменений в конфигурационных единицах (СI) и их взаимосвязях, что позволяет избежать ручного ввода данных. Во-вторых, объединение и связность данных, что, как правило, является основной причиной инвестиций в CMDB и различного рода репозитории. В-третьих, CMDB предоставляет возможности отображения и визуализации, необходимые для прозрачного представления данных - от бизнес-сервисов до устройств самого нижнего уровня - в режиме реального времени.TAdviser Security 100: Крупнейшие ИБ-компании в России 59.4 т

И, наконец, отслеживание изменений позволяет улучшить MTTR (время с момента сбоя и до восстановления работоспособности) и обеспечить аудит соответствия стандартам. Для более полного понимания важности отслеживания изменений можно привести довод о том, что большинство проблем и сбоев в ИТ-инфраструктуре возникает не на этапе внедрения, а на этапах эксплуатации, которые, в силу современных условий ведения бизнеса, часто подразумевают под собой различного рода изменения, интеграцию, перемещение компонентов, обновления и т.д. При отсутствии должного управления взаимосвязями объектов становится почти невозможно контролировать подобное поведение ИТ-инфраструктуры. Кроме того, выходя на международные рынки, организации должны соответствовать принятым мировым стандартам, а достигнуть этого можно лишь обеспечивая аудит выполнения этих стандартов.

Наряду с этими особенностями HP UCMDB дает возможность расширенного управления данными, которое подразумевает несколько компонентов.

Управление доступом. Предоставление нужных прав "правильным" пользователям позволяет избежать неправомерного использования информации и обеспечить безопасность функционирования системы.

Анализ влияний представляет собой проактивный анализ влияния изменений на бизнес-сервисы. В рамках возможностей Universal CMDB можно, например, не совершая реальных преобразований инфраструктуры, смоделировать какое-либо изменение и сразу понять – на что оно повлияет дополнительно.

Расширенная отчетность позволяет трансформировать поток данных в полезную информацию для работы и анализа.

Наличие инструментальных средств для интеграции с SOA (Software Development Kit) предоставляет возможность использования web-сервисов для взаимодействия с SOA-компонентами.

Широкие возможности управления и гибкая настройка, что, в конечном счете, обеспечивает снижение расходов.

Если говорить о технических особенностях UCMDB от НР, то здесь, прежде всего, следует отметить автоматическое детальное обнаружение OS, устройств и приложений. Система способна распознать более 1600 серверов и сетевых устройств из списка вендоров, включая сети Cisco, Nortel, 3Com, Lucent, Nokia и др., серверы Windows, Solaris, AIX, HP-UX, Linux, Mac OSX и др., а также ряд других устройств (PBX, IP-телефоны, принтеры, web-камеры и др). UCMDB также способна опознать более 2200 приложений и сервисов, среди которых J2EE (WebSphere, Weblogic, Tomcat и др.), почтовые сервисы (MS Exchange, Lotus Notes, Domino и др.), базы данных (MS SQL, Oracle, Postgres и др.), управляющие программы (Symantec Antivirus, Net Backup, BackupExec, CA ArcServe, BMC Patrol, Perform & Predict, Tivoli Access Manager, Tivoli Storage Manager, VNC, LanDesk и др.) и даже такие программы, как Quake3, Skype и т.д.

UCMDB выполняет поиск серверов, поддерживающих приложения в сети, и способна идентифицировать приложения, версии, имя сервера, используемые порты. Все порты собраны в единый каталог, который позволяет сортировать их в зависимости от задачи (например, все порты, имеющие отношение к web-сервисам).

Обнаружение взаимодействий по трафику включает в себя отслеживание всех сетевых приложений в режиме реального времени, обнаружение типа приложения, портов и участвующих в отношениях серверов, трафика, ассоциированного с конкретными взаимосвязями.

Очень удобной особенностью UCMDB является возможность визуализации всех взаимосвязей в сети.

Например, определяя взаимосвязи элементов, можно вывести данные обо всех имеющихся сетях/подсетях со всеми элементами, находящимися в них; далее полученные данные можно отфильтровать и посмотреть на их топологию взаимодействия. Есть возможность создания соответствующих представлений, которые отображают лишь ту часть данных, которая необходима. Так, в качестве одной из возможностей наглядного представления взаимосвязи внутри сети присутствует отображение типов взаимосвязи между серверами.

В HP Universal CMDB есть возможность создания соответствующих представлений, которые отображают лишь ту часть данных, которая необходима

Не следует путать представление взаимодействий конфигурационных единиц с представлением дерева сервисов или сетевых топологий в таких инструментах оперативного мониторинга, как HP Operations или HP Network Node Manager и подобных им.

HP Universal CMDB дает возможность самостоятельно добавить свои собственные типы конфигурационных единиц, позволяя обнаруживать те элементы инфраструктуры, которые по умолчанию системе неизвестны.

Каким же образом гарантируется связность и согласованность данных внутри HP UCMDB? Процесс определения согласованности состоит из трех этапов, которые гарантируют отсутствие дублирования и обеспечивают корректность информации.

На первом этапе происходит объединение структур данных: данные вводятся через систему обнаружения или API. Второй этап – управление состоянием. На этом этапе отслеживаются добавления, обновления или удаления CI. Заключительный этап - обработка исключений на основе заданных бизнес-правил. Важное место здесь занимает отслеживание изменений в данных: определение эталонов CI, аудит планируемых и не планируемых изменений. Изменения могут происходить как на уровне отдельных CI (определение эталонных конфигураций CI; использование "обогащающих" правил для оповещения в случае производимых изменений в конфигурации; автоматическая генерация отчетов по изменениям), так и на уровне процессов (предоставление данных о бизнес-рисках, связанных с подобными изменениями; помощь в аудите процесса изменений и интеграция с системами решения возникающих проблем). Встроенные возможности управления и настройки обеспечивают правильное отображение данных в CMDB.

Обеспечение доступа и безопасность работы с системой строится на основе политик, задающих параметры доступа для групп или отдельных пользователей.

Кроме основной функции централизованного репозитория для отслеживания взаимного влияния элементов ИТ-инфраструктуры, Universal CMDB позволяет более четко и полноценно предоставлять и визуализировать данные за счет гибкости отчетов ("Drag and drop" – запросы к данным CMDB для генерации контекстно-зависимых отчетов). Кроме того, Universal CMDB предусматривает возможность обогащения данных, куда входит добавление информации в CMDB; основанные на TQL действия в ответ на возникающие исключения; создание или обогащение логических объектов; пользовательское определение времени "старения" CI. Также присутствуют настройки обнаружения и отчеты по жизненному циклу. Последние подразумевают визуализацию статуса CI, исходя из его жизненного цикла (разработка, тестирование и т.д.)

Открытая архитектура HP UCMDB позволяет использовать существующие ресурсы для единого, сервисно-ориентированного управления

HP UCMDB – один из ключевых технологических компонентов концепции BTO (Business Technology Optimization). Открытая архитектура HP UCMDB позволяет использовать существующие ресурсы для единого, сервисно-ориентированного управления, учитывающего все имеющиеся приложения и обеспечивающего тем самым непрерывность бизнеса и его развитие.



ПРОЕКТЫ (2) ИНТЕГРАТОРЫ (2) СМ. ТАКЖЕ (4)


Подрядчики-лидеры по количеству проектов

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  Naumen (Наумен консалтинг) (328)
  Softline (Софтлайн) (97)
  Okdesk (Облачные Решения) (41)
  Террасофт (Terrasoft, ТС-Консалтинг) (38)
  Деснол Софт (34)
  Другие (664)

  Okdesk (Облачные Решения) (14)
  Naumen (Наумен консалтинг) (11)
  Крикунов и Партнеры Бизнес Системы (КПБС, KPBS, Krikunov & Partners Business Systems) (7)
  Крок (3)
  Nutanix (бизнес в России) (3)
  Другие (25)

  Naumen (Наумен консалтинг) (14)
  Okdesk (Облачные Решения) (9)
  Elma (Элма, Интеллект Лаб, Практика БПМ) (7)
  БизнесАвтоматика НПЦ (3)
  Информатика и Сервис (2)
  Другие (16)

  Naumen (Наумен консалтинг) (18)
  Elma (Элма, Интеллект Лаб, Практика БПМ) (12)
  SimpleOne (Симпл 1) (10)
  Softline (Софтлайн) (3)
  Деснол Софт (2)
  Другие (19)

  Naumen (Наумен консалтинг) (9)
  SimpleOne (Симпл 1) (5)
  Астра Группа компаний (3)
  Флант (Flant) (3)
  Okdesk (Облачные Решения) (2)
  Другие (24)

Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  Naumen (Наумен консалтинг) (7, 353)
  Microsoft (13, 76)
  OmniNet (ОмниНет) (4, 55)
  Террасофт (Terrasoft, ТС-Консалтинг) (4, 47)
  Okdesk (Облачные Решения) (1, 42)
  Другие (593, 554)

  Okdesk (Облачные Решения) (1, 14)
  Naumen (Наумен консалтинг) (3, 12)
  Nutanix (1, 9)
  SOTI (1, 3)
  AutoFAQ (ДипХакЛаб) (1, 3)
  Другие (16, 18)

  Naumen (Наумен консалтинг) (3, 14)
  Okdesk (Облачные Решения) (1, 10)
  Elma (Элма, Интеллект Лаб, Практика БПМ) (2, 7)
  БизнесАвтоматика НПЦ (1, 3)
  Информатика и Сервис (1, 2)
  Другие (9, 9)

  Naumen (Наумен консалтинг) (4, 18)
  Elma (Элма, Интеллект Лаб, Практика БПМ) (1, 12)
  SimpleOne (Симпл 1) (1, 10)
  Деснол Софт (2, 3)
  РусБИТех-Астра (ГК Астра) (1, 3)
  Другие (9, 11)

  Naumen (Наумен консалтинг) (3, 12)
  РусБИТех-Астра (ГК Астра) (1, 6)
  SimpleOne (Симпл 1) (1, 6)
  Флант (Flant) (1, 4)
  Деснол Софт (2, 2)
  Другие (13, 14)

Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения

За всю историю
2021 год
2022 год
2023 год
Текущий год

  Naumen Service Desk - 284
  ITSM365.ru - 52
  Okdesk Система учета и регистрации заявок для малых и средних сервисных компаний - 42
  OmniTracker - 41
  Service Desk Итилиум - 33
  Другие 654

  Okdesk Система учета и регистрации заявок для малых и средних сервисных компаний - 14
  Nutanix HCI - 9
  ITSM365.ru - 6
  Naumen Service Desk - 4
  AutoFAQ Нейросеть - 3
  Другие 23

  Okdesk Система учета и регистрации заявок для малых и средних сервисных компаний - 10
  ITSM365.ru - 9
  ELMA365 Service - 6
  Naumen Service Desk - 3
  Visary Help Desk - 3
  Другие 15

  ELMA365 Service - 12
  SimpleOne ITSM (IT Service Management) - 10
  ITSM365.ru - 9
  Naumen Service Desk - 7
  РусБИТех-Астра: ALD Pro - 3
  Другие 15

  Naumen Service Desk - 7
  РусБИТех-Астра: ALD Pro - 6
  SimpleOne ITSM (IT Service Management) - 6
  ITSM365.ru - 4
  Flant Deckhouse Kubernetes Platform (DKP) - 4
  Другие 16