2021/09/09 13:07:39

Закон о регулировании Рунета

В ноябре 2016 года Минкомсвязи вынесло на общественное обсуждение законопроект, предлагающий внести изменения в федеральный закон «О связи». Его целью в ведомстве называют обеспечение стабильности и защищенности функционирования российской части интернета.

Содержание

2021

Роскомнадзор утвердил маркировку интернет-контента иностранных компаний, нарушающих закон

В сентябре 2021 года Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) утвердила маркировку интернет-контента иностранных компаний, нарушающих закон. Соответствующий приказ ведомства опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

«
Информация… должна содержать сообщение: «Иностранное лицо, владеющее информационным ресурсом, является нарушителем законодательства Российской Федерации» с использованием размера букв в сообщении не менее размера букв, содержащихся в ссылке на информационный ресурс иностранного лица, — сказано в документе.
»

Роскомнадзор утвердил маркировку интернет-контента зарубежных компаний, нарушающих закон

Как отмечает «Коммерсантъ», с 1 июля 2021 года зарубежные компании, нарушающие российские законы, должны информировать об этом пользователей своих информационных ресурсов. Это требование вошло в закон «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации». При этом в документе не уточняют, как именно будут определять иностранных «нарушителей».

Ранее министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев не исключил, что в качестве меры воздействия на зарубежные интернет-ресурсы, систематически нарушающие российское законодательство, может быть введено ограничение на размещение рекламы. Речь идёт не о запрете российской рекламы на зарубежных интернет-ресурсах, а об ограничениях за какие-то нарушения российского законодательства.

«
Эта мера, в отличие от меры, связанной с блокировкой или ограничением доступа, она не влияет на пользователя, она влияет на экономику этой компании, и, соответственно, на её экономическую мотивацию выполнять наши законы, — говорил Шадаев.
»

К сентябрю 2021 года в России уже действует возможность ограничения трафика и последующей блокировки иностранных интернет-ресурсов, нарушающих российское законодательство.[1][2]Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг

В Госдуме хотят обязать крупные интернет-компании открывать представительства в России

Крупных иностранных интернет-компаний могут обязать открывать официальные представительства в России. Об этом 13 мая 2021 года глава Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн сообщил в своём Telegram-канале.

«
Наш законопроект обяжет владельцев крупных информресурсов с ежедневной аудиторией в РФ от 500 тыс. человек открывать официальные представительства (филиалы), которые должны в полном объеме представлять интересы и отвечать за их деятельность, в том числе в государственных и судебных инстанциях, — написал он.
»

В Госдуме планируют обязать крупные интернет-компании открывать представительства в РФ

За нарушение этого требования предлагается ввести следующие наказания:

  • информирование пользователей интернет-ресурса о нарушении компанией российских законов;
  • запрет на распространение рекламы как о ресурсе, так и на нем самом;
  • запрет на проведение платежей в адрес интернет-ресурса;
  • запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных.

Хинштейн отметил, что крупные технологические компании злоупотребляют своим монопольным положением, нарушая требования российского законодательства, «в первую очередь это касается распространения наиболее общественно-опасной информации: детская порнография, суицид, наркотики, пропаганда терроризма и экстремизма». При этом предъявить им претензии практически невозможно. Компании не имеют своих представительств в России и в лучшем случае создают «дочки», которые не несут ответственности за действия и политику головных холдингов, объяснил Хинштейн.

Он добавил, что предложенные меры не ущемляют интересы российских пользователей, но «создают экономические стимулы для соблюдения ИТ-гигантами нашего законодательства». 13 мая 2021 года он уточнил, что законопроект планируется внести на рассмотрение депутатов Госдумы уже в ближайшее время.[3]

2020: Путин: Россия создаст собственную схему регулирования интернета

Россия не будет использовать зарубежные схемы регулирования интернета и защиты персональных данных, а создаст свою, заявил 29 октября 2020 года президент РФ Владимир Путин на форуме «Россия зовет».

«
Мы не планируем следовать каким-то уже сложившимся схемам. Если вы сказали, хотим мы китайскую схему, связанную с защитой данных, или европейскую, - у нас будет российская, — отметил он.
»

По словам Путина, действия властей в области защиты персональных данных будут очень аккуратными.

«
Я сейчас не буду говорить об окончательных решениях, мы думаем над этим. Но запретительных мер, которые бы свели на нет саму идею, мы, конечно, внедрять не намерены, — добавил он.
»

Путин ссобщил, что Россия разработает собственную схему регулирования интернета

Комментируя слова российского лидера, глава ВТБ Андрей Костин заметил, что большой объем персональной информации проходит через частные компании. В частности, он рассказал о случае, произошедшем с ним в спортклубе, когда для запуска беговой дорожки нужно было ввести личные данные.

«
Мне говорят: «Фамилия, имя, дата рождения и ваша электронная почта». Я удивился желанию беговой дорожки так близко со мной познакомиться и пересел на велосипед, который был, видимо, старой модели и не требовал этого, - добавил он, спросив у президента, может ли государство регулировать требуемый частными структурами объем информации.
»

Путин ответил, что власти постараются найти «адекватное, сбалансированное решение, имея в виду и технологические возможности».

«
Об этом нужно подумать, работать нужно с нашими передовыми компаниями, - добавил он.
»

Путин еще раз подчеркнул, что об окончательных решениях в этой сфере по защите персональных данных пока говорить рано, но Россия не пойдет по пути запретительных мер.[4]

2019: Правительство РФ поддержало законопроект об устойчивости Рунета

4 февраля 2019 года стало известно о том, что Правительство России поддержало законопроект о "суверенном интернете", но предложило значительно доработать ряд его положений ко второму чтению. Такая информация содержится в отзыве на документ, подготовленном кабинетом министров, передает ТАСС Информационное агентство России.

Претензии правительства связаны с тем, что в законопроекте не прописано, откуда операторы возьмут средства на закупку оборудования, необходимого для пропуска трафика. Также кабмин не нашел в нем внятного описания угроз целостности, безопасности и устойчивости интернета, на устранение которых направлена инициатива, и выразил недовольство тем, что контроль за исполнением проекта возложен на Роскомнадзор, а не на Минкомсвязи или российское правительство.[5]

Наконец, правительство предложило дополнить законопроект положением о том, что установка на сетях операторов связи оборудования в рамках законопроекта об устойчивости Рунета не должна ухудшать качество связи в России.

«
Законопроектом предлагается оснащать сети связи техническими средствами противодействия угрозам, однако не регламентируются вопросы эксплуатации и модернизации этих средств, в том числе в части финансового обеспечения данных процессов, а также ответственности за нанесенный ущерб при сбоях в работе сетей связи, вызванных функционированием данных средств, в том числе перед третьими лицами, — отмечается в документе. — При доработке законопроект необходимо дополнить положением о том, что требования к техническим средствам противодействия угрозам устанавливаются исходя из необходимости неухудшения технологических возможностей оператора связи по скорости передачи информации при оказании услуг связи, за исключением случаев ограничения доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", доступ к которой должен быть ограничен в соответствии с законодательством РФ, — говорится в отзыве.[6]
»

2018: Минкомсвязь доработала законопроект о регулировании инфраструктуры Рунета

Минкомсвязь внесла изменения в законопроект о регулировании российского сегмента интернета после обсуждения с операторами и экспертным сообществом. В первую очередь, понятие точки обмена трафиком было заменено на "пункт обмена", пишет в январе 2018 года "Коммерсантъ".

Во-вторых, новая версия документа не предполагает обязательный пропуск трафика сотовых операторов только через пункты обмена из госреестра. Кроме того, ограничение иностранного участия в подобных пунктах до 20% коснется не операторов связи, а только крупных узлов обмена трафиком - таких как подконтрольный "Ростелекому" MSK IX, у которого, однако, нет иностранных владельцев.

По данным Минкомсвязи, после уточнения законопроекта у "большой четверки" и ряда крупнейших операторов, принимавших участие в обсуждении, не осталось к нему замечаний. Тем не менее, новые правила могут затронуть деятельность некоторых участников рынка. Речь идет, например, о площадках, которые используют зарубежные дата-центры, и по мере развития бизнеса могут все-таки попасть под требование об ограничении иностранного капитала.

2017

МЭР РФ предложило Минкомсвязи снимать резервные копии Рунета

Минэкономразвития России подвергло критике законопроект Минкомсвязи, в котором предлагается обязать операторов подключаться к точкам обмена трафиком из госреестра.

Такая мера, по мнению замглавы министерства экономики Николая Подгузова, вынудит провайдеров увеличить расходы и при этом затруднит выбор оптимальных маршрутов передачи данных по сети. Все вместе это, в свою очередь, приведет к росту тарифов для пользователей.

Такие комментарии Подгузов обозначил в письме, адресованном Минкомсвязи, пишут "Ведомости"[7]. Вслед за этим в Минэкономразвития прошло совещание, где еще раз была поднята данная тема.

Специалисты ведомства предложили не менять систему пропуска передачи данных дял операторов, а сохранять информацию о маршрутах для восстановления информации в случае необходимости. Иными словами, делать резервное копирование.

Минкомсвязь предлагает ужесточить проект поправок к закону "О связи"

Минкомсвязь России предлагает обязать операторов связи подключаться к точкам обмена трафиком из государственного реестра, использовав ГИС – Государственную информационную систему обеспечения целостности, устойчивости и безопасности функционирования российского национального сегмента сети интернет, сообщил "Коммерсантъ"[8].

В предыдущей версии поправок к закону "О связи" министерство предлагало лишь допустить операторов к подключению к таким точкам, а не обязать их поступать таким образом. Это означает, что ГИС будет иметь доступ к данным о критической инфраструктуре российского сегмента интернета и маршрутах трафика. Финансировать проект предлагается из фонда УУС. Однако в то же время это приведет к значительным тратам со стороны провайдеров и может нарушить целостность взаимодействия Рунета с глобальной сетью, считают операторы.

2016: Проект изменений закона

В ноябре 2016 года Минкомсвязи представило проект закона, предполагающего внесение изменений в ФЗ «О связи». Ведомство предлагает добавить в список целей ФЗ «О связи» еще одну – «обеспечение целостности, непрерывности, стабильности, устойчивости и защищенности функционирования российского национального сегмента интернета» и ряд связанных с ней новых понятий и норм.

В числе предлагаемых новых понятий – определение автономной системы. Она описывается в документе как совокупность средств связи и иных технических средств под единым техническим и административным управлением, имеющей единую политику маршрутизации в интернете и идентифицируемой в нем единым номером. Также законопроектом предлагается закрепить в ФЗ «О связи» понятия IP-адреса, российского национального сегмента интернета, его инфраструктуры, точки обмена трафиком и ее владельца, реестра имен национальных доменных зон «.ru», «.рф», их администратора, а также линии передачи данных.

В документе даны определения критической инфраструктуры интернета и особенностей регулирования ее ключевых элементов. Минкомсвязи предлагает наделить правительство РФ полномочиями по определению порядка управления и функционирования отдельными элементами критической инфраструктуры.

Проект закона предполагает создание государственной информационной системы обеспечения целостности, устойчивости и безопасности функционирования российского сегмента интернета

Законопроект вводит определение понятия «линия передачи» и уточняет установленный ФЗ «О связи» порядок строительства, эксплуатации, в том числе обслуживания, и учета линий связи и линий передачи, пересекающих государственную границу.

В проекте закона также определены обязанности операторов связи в части технических требований к организации линий передачи данных. Законопроект затрагивает вопрос организации точек обмена трафиком и пропуска трафика на территории России и определяет порядок его организации.

Также предлагается создать государственную информационную систему (ГИС) обеспечения целостности, устойчивости и безопасности функционирования российского сегмента интернета. Предполагается, что она будет обеспечивать сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о критических элементах российской части интернета, о его интеграции с международными сетями связи, а также маршрутно-адресной информации в сетях передачи данных. Оператор системы должен определяться правительством РФ.

В законопроекте закрепляются возможности использования этой системы операторами связи. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, находящиеся в юрисдикции РФ и использующие номер автономной системы или IP-адрес, обязаны будут представлять сведения для размещения в системе, указано в документе. Это должны будут делать и владельцы точек обмена трафиком.

Финансировать работу государственной информационной системы Минкомсвязи предлагает из резерва универсального обслуживания.

Смотрите также

Контроль и блокировки сайтов

Анонимность

Критическая инфраструктура

Импортозамещение


Информационная безопасность и киберпреступность

* Регулирование интернета в Казахстане, KZ-CERT




  1. Роскомнадзор утвердил маркировку контента иностранных компаний-нарушительниц
  2. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 13.08.2021 № 157 "Об утверждении Требований к содержанию информации о нарушении законодательства Российской Федерации иностранным юридическим лицом, иностранной организацией, не являющейся юридическим лицом, иностранным гражданином, лицом без гражданства, осуществляющими деятельность в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации, в целях информирования пользователей информационного ресурса такого иностранного лица"
  3. Александр Хинштейн в Telegram
  4. Путин заявил, что Россия создаст свою собственную схему регулирования интернета
  5. Кабинет министров РФ поддержал законопроект о "суверенном интернете"
  6. Кабмин поддержал законопроект об устойчивости Рунета при условии доработки документа
  7. Минэкономразвития снимет резервную копию рунета
  8. Минкомсвязь предлагает ужесточить проект поправок к закону "О связи"