Customer Relationship Management
Управление взаимоотношениями с клиентами
Российский рынок CRM-систем сегодня стремительно растет и адаптируется к новым условиям и запросам заказчиков. Какие тенденции влияли на рынок в 2023 году, что драйвит его развитие сейчас, на что делает ставку бизнес при выборе системы и вендора – в новом обзоре TAdviser.
1 Российский рынок CRM-систем
По итогам 2023 года объём российского рынка CRM-систем превысил 28 млрд рублей. Для него это был период адаптации и переориентации. После стрессового 2022 года, когда многие компании были вынуждены в срочном порядке искать альтернативу западным CRM-решениям, процесс импортозамещения приобрел более осознанный и планомерный характер.
Рынок вновь начал расти, во многом благодаря именно стартовавшим миграциям на отечественное ПО. Компании стали взвешенно и системно подходить к оценке рынка: рассматривать предложения различных вендоров, сравнивать функционал и интеграционные возможности решений.
По предварительным оценкам TAdviser, по итогам 2024 года российский рынок CRM увеличится на 15% и достигнет отметки в 32,4 млрд руб. В этом году на рынке CRM наблюдался настоящий бум – росла конкуренция из-за появления новых игроков с инновационными решениями. В свою очередь старые компании активно обновляли свои продукты, внедряя передовые технологии и улучшая интерфейсы. Разработчики стали больше внимания стали уделять UI/UX-дизайну, что соответствует общемировому тренду. Также усилилось развитие аналитических инструментов, которые постепенно стирают границу между операционной и аналитической CRM.
Компании смотрят в сторону гиперавтоматизации и роботизации, активно внедряют технологии искусственного интеллекта в бизнес-процессы. Завершение периода «переосмысления» отраслевых тенденций приведёт к созданию продуктов, которые смогут составить достойную конкуренцию глобальным решениям.
₽ Крупнейшие поставщики CRM-систем
Рейтинг крупнейших российских поставщиков CRM-систем собрал 21 участника. Лидером стала компания "Лига Цифровой Экономики" с выручкой более 2 млрд руб. В первую тройку также попали компании "БПМСофт" и "1C-Рарус".
Суммарная выручка всех участников рейтинга составила 13,7 млрд руб.
! Интервью с экспертами
Low-code — технология №1 следующего года
Юрий Востриков,
Генеральный директор BPMSoft
Гибкость и скорость разработки — ключевые характеристики CRM в B2B-сегменте
Александр Стародубцев,
Владелец продукта SimpleOne B2B CRM
О цифровой платформе для развития бизнеса нового поколения
Андрей Обухов,
Директор по развитию SberCRM
Об опыте внедрения современной CRM-системы
Сергей Сироклин,
Директор по проектам PRO AQUA
2 Приоритеты и сложности заказчиков CRM
Сегодня заказчики CRM-систем при выборе решения акцентируют внимание на таких ключевых аспектах как функциональность системы, соответствующая специфике бизнеса и задачам, гибкость и кастомизация, надежность и безопасность данных. Имеет значение и экспертиза команды вендора, наличие технической поддержки.
Немаловажную роль играют вопросы бюджета и самостоятельного администрирования системы. Заказчики заинтересованы в возможности обучения и наличии ресурсов на рынке для поддержки работоспособности CRM. Часто они сталкиваются с проблемой нехватки квалифицированных специалистов для обслуживания уже установленных систем.
При выборе подрядчиков для бизнеса на первом месте стоит их способность быстро реагировать на изменяющиеся требования и обеспечивать высокое качество сервиса в установленные сроки, готовность к внедрению новых продуктов и технологий, наличие широкого опыта работы с различным технологическим стеком.
Развитость партнерской сети вендора тоже важна для клиентов, так как позволяет им находить компетентных интеграторов и экспертов.
!Актуальные проекты
3 Технологические тренды и перспективные направления развития CRM-систем
Среди трендов, которые будут влиять на рынок в ближайшем будущем можно выделить:
1. Внедрение AI и ML для улучшения аналитики и прогнозирования.
2. Автоматизацию рутинных операций, связанных с управлением взаимодействия с клиентами.
3. Развитие мобильных решений и приложений для работы с CRM-системами.
4. Развитие визуальных инструментов для настройки и использования CRM-систем, анализа данных и бизнес-процессов.
5. Развитие систем на основе микросервисной архитектуры.
6. Юзабилити и удобство использования CRM-систем.
7. Развитие универсальных CRM-систем.
8. Усиление информационной безопасности.
! Актуальный продукт
4 Отраслевая специфика внедрений CRM
Согласно информации о проектах, содержащейся в базе TAdviser, за последние 4 года CRM-системы чаще всего внедрялись в четырех отраслях - в торговле, в сфере финансовых услуг, а также в строительстве и области информационных технологий. На их долю приходится более 43,6% от всех реализованных проектов, известных TAdviser.
5 Вендоры, лидирующие по количеству внедрений CRM
За 2021-2024 годы база TAdviser пополнилась информацией о более чем 1 тыс. проектов внедрения CRM-систем. В этот период такие проекты чаще всего реализовывались на решениях четырех вендоров - Creatio, Elma, 1С и Alexrovich.
# Карта российских CRM-систем
Фонд «Сколково» (Группа ВЭБ.РФ) совместно с аналитическим центром TAdviser провели масштабное исследование российского рынка CRM (Customer Relationship Management, системы управления взаимоотношениями с клиентами). В исследовании приняли участие разработчики 23 российских CRM, а также их заказчики из банков, розничной торговли, химической промышленности, фармацевтики, металлургии и страхования.
По результатам исследования определена группа лидеров среди универсальных CRM систем с широким функционалом, наиболее полно покрывающим процессы относительно предложенной референтной модели: BPMSoft, ELMA, Битрикс24, Persona.CRM и Amber.
6 Мировой рынок CRM
В 2023 году затраты на CRM-системы (средства управления взаимоотношениями с клиентами) в глобальном масштабе достигли примерно $40,2 млрд. Данная отрасль демонстрирует устойчивую положительную динамику с 2018-го, о чем говорится в обзоре Market Research Future, опубликованном в конце октября 2024 года.
Одним из драйверов рассматриваемого рынка аналитики называют внедрение искусственного интеллекта и машинного обучения. Интеграция этих инструментов с CRM-платформами позволяет расширять функциональность и улучшать клиентский опыт. В частности, становится возможным сбор данных с применением речевых технологий. Кроме того, боты и виртуальные помощники помогают автоматизировать рутинные задачи, такие как формирование отчетов и извлечение данных из больших массивов информации, а также сократить количество ошибок, связанных с человеческим фактором.
7 Дополнительные и архивные материалы
Новости
- В рамках «Металл-Экспо’2024» пройдёт круглый стол «Цифровизация продаж в металлургии»
- "Первый Бит" создал "Единое окно" для 500 сотрудников "Композита"
- Ведущий металлотрейдер «Брок-Инвест-Сервис» автоматизировал взаимодействие с клиентами на платформе 1С:CRM
- "Трубная Металлургическая Компания" представила опыт создания единой сервисной ИТ-модели
- ММК предоставил сотрудникам и поставщикам круглосуточную поддержку с помощью виртуального помощника на Naumen Erudite
- ТМК оптимизировала процесс продаж с помощью новых цифровых продуктов SAP
- Neti доработала функционал Microsoft Dynamics 365 for Finance and Operation для Meinhart Kabel Austria
- B2B-Center запустил облачный сервис для управления мультимодальными грузоперевозками
- В «Объединенной металлургической компании» внедрена CRM-система Creatio
- "1С-Рарус" и "Загорский трубный завод" внедрили чат-бота по имени "Металик" на базе "Битрикс24"
Персоны
Компания: 12ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTVWXYАБВГДЁЗИКЛМНОПРСТУФХЦЭЮВсе
ФИО | Компания | Город | Должность | География |
---|---|---|---|---|
Случек Виталий Владимирович | ЦМД-софт | Москва | Директор по маркетингу | Россия^^ Центральный ФО РФ |
Стубарев Денис Викторович | ФБ Консалт | Новосибирск | Генеральный директор | Россия^^ Сибирский ФО РФ |
Страшнов Николай Александрович | Коломяжское, ОАО | Санкт-Петербург | Генеральный директор | Северо-Западный ФО РФ^^ Россия |
Сатановская Ольга | Макиавелли (сеть бутиков) | Санкт-Петербург | Исполнительный директор (CEO) | Северо-Западный ФО РФ^^ Россия |
Смиренников Александр | Peli | Москва | Генеральный директор | Центральный ФО РФ^^ Россия |
Старшинов Вячеслав Иванович | Спартак, ХК | Москва | Президент | Центральный ФО РФ^^ Россия |
Семёнов Константин | Монолит-Инфо | Санкт-Петербург | Директор по разработке | Россия^^ Северо-Западный ФО РФ |
Степанова Ольга | Балтика Пивоваренная компания | Руководитель проекта | Россия | |
Сундуков Анатолий Николаевич | Сибирские обои | Новосибирск | Генеральный директор | Сибирский ФО РФ^^ Россия |
Сенько Артем | Softengi (Софтенжи) | Директор по развитию бизнеса | Украина | |
Семащук Константин | Allvision (Беларусь) | Минск | Генеральный директор | Белоруссия |
Сюрдо Николай Александрович | Ведисофт (Vedisoft) | Екатеринбург | Генеральный директор | Россия^^ Уральский ФО РФ |
Семенов Иван | Техносерв Консалтинг | Москва | Директор направления | Центральный ФО РФ^^ Россия |
Скудин Владимир Валерьевич | GlowByte, ГлоуБайт (ранее Glowbyte Consulting, ГлоуБайт Консалтинг) | Москва | Исполнительный директор (CEO) | Россия^^ Центральный ФО РФ |
Седова Татьяна Александровна | Лукойл-Интер-Кард (Ликард) | Санкт-Петербург | Начальник УИТ | Россия^^ Северо-Западный ФО РФ |
Стрельченко Юлия Николаевна | Masterdata (Мастердата) --- CT Consulting | Москва | 3 Менеджер по маркетингу --- Менеджер по маркетингу | Россия |
Суслин Анвер | Сладкодаров | Самара | ИТ-директор (CIO) | Россия^^ Приволжский ФО РФ |
Собесский Петр Юрьевич | Инфосистемы Джет | Москва | Руководитель направления | Россия^^ Центральный ФО РФ |
Сальме Нариман | Alet (Алет) | Симферополь | Исполнительный директор (CEO) | Россия^^ Южный ФО РФ |
Сердюк Владлена Александровна | Сторверк (Storverk) | Санкт-Петербург | Маркетолог | Россия^^ Северо-Западный ФО РФ |
Стручков Игорь Вячеславович | Виртуальные инфраструктуры предприятий (SalesPlatform) Стеклянный Куб I-CHAIN | Санкт-Петербург | Генеральный директор | Россия^^ Северо-Западный ФО РФ |
Савчук Аурика | GMCS | Москва | Директор департамента | Россия^^ Центральный ФО РФ |
Самоний Евгений Иванович | Loymax Solution (Лоймакс) | Москва | Генеральный директор | Россия^^ Центральный ФО РФ |
Сидоров Павел Павлович | K2IT (К2 Айти) | Москва | Генеральный директор | Россия^^ Центральный ФО РФ |
Семенушкин Иван | Международный Инвестиционный Банк | Москва | Руководитель проекта | Россия^^ Центральный ФО РФ |
Савина София | AmoCRM (Амоцрм) | Маркетолог | Россия | |
Савельев Николай. Сергеевич. | Норбит | Москва | Заместитель коммерческого директора | Россия^^ Центральный ФО РФ |
Стоянова Алена | GetCRM | Маркетолог | Россия | |
Сенчугова Анастасия | S8 Capital (С8 Капитал) | Москва | Руководитель управления | Россия^^ Центральный ФО РФ |
Самоходская Екатерина Евгеньевна | Почта России | Москва | Руководитель CRM-направления | Россия^^ Центральный ФО РФ |
Седова Евгения | САМО-Софт (SAMO-Soft) | Москва | Директор по маркетингу | Россия^^ Центральный ФО РФ |
Солодовников Роман Юрьевич | Сбербанк | Москва | Директор проектов | Россия^^ Центральный ФО РФ |
Светова Наталья Евгеньевна | Т1 Консалтинг (Т1 Инновации) | Москва | Менеджер по продвижению | Россия^^ Центральный ФО РФ |
Сенокопенко Ольга Сергеевна | Страховой Дом ВСК (Группа ВСК) | Москва | Руководитель направления мотивации | Россия^^ Центральный ФО РФ |
Сунаргулов Виталий Валерьевич | Норбит | Руководитель департамента CRM | Россия^^ Центральный ФО РФ | |
Сорокина Вероника Андреевна | Герофарм | Санкт-Петербург | Руководитель группы развития CRM | Россия^^ Северо-Западный ФО РФ |