Содержание[Свернуть] |
Конечные собственники
ОАО «Федеральная пассажирская компания» — дочернее общество ОАО «РЖД» — создано в соответствии с программой структурных реформ на железнодорожном транспорте и концепцией реформирования пассажирского комплекса дальнего следования. Свою деятельность ФПК начала 1 апреля 2010 года.
ОАО «Федеральная пассажирская компания» – абсолютный лидер рынка транспортных услуг по перевозке пассажиров в дальнем следовании, с долей в общем пассажирообороте всех видов транспорта – 65,7%.
В компанию входит 16 региональных дирекций по обслуживанию пассажиров (РДОП), 43 пассажирских вагонных депо, 29 вагонных участков, 15 железнодорожных агентств и 2 дирекции по обслуживанию пассажиров. Вагонный парк, принадлежащий компании, насчитывает более 24,6 тыс. вагонов. Численность персонала – порядка 100 тыс. человек.
Финансовые показатели
2024: Рост выручки на 18,1% до ₽372,9 млрд
Выручка АО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК) по итогам 2024 года увеличилась на 18,1% и достигла ₽372,9 млрд. Такие данные опубликованы 28 февраля 2025 года в финансовом отчете перевозчика. Чистая прибыль по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) выросла на 23,8% и составила ₽26,1 млрд.
Как сообщает «Интерфакс», основной вклад в увеличение выручки внесли доходы от перевозки пассажиров, которые выросли на 19% и достигли ₽320,6 млрд. Доходы от перевозки багажа, грузобагажа и почты увеличились на 7,1% до ₽8,8 млрд, а прочие услуги, связанные с осуществлением перевозок, принесли ещё чуть более ₽1 млрд, что на 29% превышает показатель 2023 года.
Валовая прибыль компании за 2024 год составила ₽49,1 млрд, увеличившись на 20,1%, а прибыль от продаж выросла на 24,1% и достигла ₽37 млрд. Такие результаты свидетельствуют об эффективности бизнес-модели ФПК и растущем спросе на железнодорожные пассажирские перевозки.Грани безопасности: как развивается платформа Eltex EVI для видеонаблюдения, аналитики и контроля доступа
Финансовое положение компании характеризуется ростом активов, которые по состоянию на 31 декабря 2024 года составили ₽439,45 млрд, увеличившись с ₽391,75 млрд на конец 2023 года. Большую часть активов составляют внеоборотные активы, которые находятся на уровне ₽396,92 млрд. При этом оборотные активы снизились на 7,35% до ₽42,53 млрд.
Капитал и резервы компании увеличились на 8,38% до ₽310,94 млрд, что свидетельствует о финансовой устойчивости организации. Операционный денежный поток ФПК в 2024 году составил ₽53,48 млрд, а сальдо денежных потоков от финансовых операций равно ₽6,71 млрд.
«Федеральная пассажирская компания» также увеличила свои обязательства. Объем долгосрочных обязательств ФПК на 31 декабря 2024 года вырос до ₽46,9 млрд с ₽33,9 млрд на 31 декабря 2023 года, что составляет рост на 38,24%. Краткосрочные обязательства увеличились до ₽81,6 млрд с ₽70,9 млрд на конец предыдущего года, продемонстрировав рост на 15,08%.[1][2]
2023: Рост выручки на четверть до 316 млрд рублей
Федеральная пассажирская компания (ФПК) в 2023 году увеличила выручку на четверть в сравнении с 2022-м - до 316 млрд рублей. Чистая прибыль оператора перевозок пассажиров и багажа в дальнем следовании за это время выросла с 11 млрд до 21 млрд рублей. При этом в 2020-2021 гг. были зафиксированы убытки на уровне 33,6 млрд и 5,4 млрд рублей соответственно. Такие данные приводятся в отчетности ФПК по РСБУ, опубликованной в феврале 2024 года.
Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на материалы ФПК, в 2023 году доходы компании от перевозок пассажиров составили 279 млрд рублей, что больше показателя годичной давности в 221 млрд рублей. Общий долг компании к концу 2023 года оказался равным 105 млрд рублей, снизившись на 2,5% в годовом исчислении. Долгосрочные обязательства сократились на 18,5%, до 33,9 млрд рублей; краткосрочные – выросли на 7,9%, до 70,9 млрд рублей.
ФПК является национальным пассажирским железнодорожным перевозчиком РФ. В основе сети маршрутов компания лежит железнодорожная инфраструктура РЖД – третья в мире по протяженности железнодорожная сеть (данные на конец 2023 года). Организационная структура ФПК включает в себя:
- аппарат управления;
- 5 центров;
- 10 региональных филиалов;
- 6 обществ с участием АО «ФПК».
В состав филиалов входят 23 пассажирских вагонных депо, 36 вагонных участков, 10 железнодорожных агентств, центр организации перевозок транспортных средств, дирекция по организации питания пассажиров.
ФПК является «дочкой» РЖД. Сами РЖД ранее отчитывались о перевозке 122 млн пассажиров на поездах дальнего следования в 2023 году, что на 12,7% больше в сравнении с 2022-м. Относительно 2019 года, когда не было пандемии коронавируса COVID-19, пассажироперевозки в 2023-м выросли на 4,7%.[3]
Цифровизация
Основная статья: Цифровизация Федеральной пассажирской компании (ФПК)
История
2025: Удовлетворение иска к Минфину РФ на 2,4 млрд рублей за перевозку льготников
30 сентября 2025 года Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск «Федеральной пассажирской компании» (ФПК — дочерняя структура РЖД) к Министерству финансов РФ. Ведомству предстоит выплатить в пользу перевозчика почти 2,4 млрд рублей.
ФПК осуществляет перевозку пассажиров в поездах дальнего следования во внутригосударственном и межгосударственном сообщениях. Как сообщает «Интерфакс», судебное разбирательство связано с договором о перевозке в 2023 году учащихся старше 10 лет с 50-процентной льготой на билеты. Выпадающие доходы компании составили около 3,9 миллиарда рублей, тогда как за счет бюджета было возмещено только 1,5 млрд рублей. В иске ФПК потребовала компенсировать оставшуюся часть потерь. Третьим лицом к делу привлечено Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор).
Подробности слушания не раскрываются, но известно, что суд постановил удовлетворить иск в полном размере. В соответствии с вынесенным постановлением с Минфина взысканы 2,374 млрд рублей в пользу ФПК.
Аналогичное дело уже рассматривалось ранее. В частности, в конце 2022 года Арбитражный суд Московского округа поддержал решение судов нижестоящих инстанций о взыскании с Российской Федерации в лице Минфина за счет казны РФ почти 830 млн рублей убытков в пользу ФПК. В материалах дела говорилось, что в 2022 году на основании публичного договора ФПК осуществляла перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет с 50-процентной льготой от установленного тарифа. Выпадающие доходы компании тогда составили около 2,4 млрд рублей, но из бюджета были компенсированы 1,6 млрд рублей. В результате, недостающую сумму перевозчик востребовал через суд. Жалоба Минфина на это решение была отклонена.[4]
2024: Федеральная пассажирская компания купила люксовый поезд «Сияние Севера» за ₽111 млн
12 ноября 2024 года стало известно о том, что Федеральная пассажирская компания приобрела туристический поезд «Сияние Севера» у властей Республики Коми за ₽110,7 млн. Состав класса люкс, ранее находившийся в частичной аренде у покупателя, включает четыре вагона повышенной комфортности. Сделка завершает длительный период поиска оптимального решения по использованию уникального железнодорожного состава, созданного по специальному заказу правительства Республики Коми. Подробнее здесь.
Примечания
- ↑ Годовая чистая прибыль ФПК по РСБУ выросла на 23,8%
- ↑ Выручка ФПК в 2024 г. увеличилась на 18.08% и составила 372.88 млрд руб. Чистая прибыль выросла на 23.79% до 26.1 млрд руб.
- ↑ ФПК в 2023 году увеличила чистую прибыль почти вдвое
- ↑ Суд удовлетворил иск ФПК о взыскании с Минфина почти 2,4 млрд руб.


