MLU B.V.
Яндекс.Такси
С 2018 года
Россия
Центральный ФО РФ
Москва
119021, улица Льва Толстого, дом 16
Топ-менеджеры:
Шулейко Даниил
Аникин Александр (Яндекс.Такси)
Активы | Конечные собственники |
+ MLU B.V. (Яндекс.Такси) |
MLU B.V. — объединённая компания Яндекс.Такси и Uber. Создана в феврале 2018 года в результате слияния бизнесов Яндекс.Такси и Uber в России и шести соседних странах.
Показатели деятельности
2023: Рост выручки на 30% до 149,6 млрд рублей
Выручка «Яндекс Такси» по итогам 2023 года составила 149,6 млрд рублей, что на 30% больше в сравнении с предыдущим годом ранее. Чистая прибыль компании выросла на 21,6% и достигла 31,9 млрд рублей. Об этом сообщается в отчетности по РСБУ, которую «Яндекс Такси» раскрыл в начале апреля 2024 года.
Как сообщает ТАСС со ссылкой на материалы компании, по итогам 2023 года «Яндекс Такси» выплатил налог на сверхприбыль (windfall tax) в размере 1,7 млрд рублей.
В отчетности «Яндекса» говорится, что выручка направления «Райдтех» (сюда относятся онлайн-заказа такси в России и странах СНГ, Европы, Ближнего Востока и Африки, сервис каршеринга «Яндекс.Драйв», а также сервис аренды самокатов) в 2023 году достигла 165,85 млрд рублей, что на 36% больше, чем годом ранее. Валовая стоимость заказов (GMV; общая сумма, уплаченная клиентами за услуги сервисов такси, каршеринга и аренды самокатов, заказанные на платформе «Яндекса», включая НДС) в этом направлении превысила 1,1 трлн рублей, увеличившись на 45% в годовом исчислении. Показатель выручки сегмента оказался ниже, чем рост GMV, из-за бонусов водителям и других мер привлечения водителей и партнеров, отметили в «Яндексе».Российский рынок RPA: тенденции, перспективы, крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser
Доходы партнеров «Яндекс Такси» в 2023 году составили 974 млрд рублей, что на 47% выше год к году и быстрее роста GMV сервиса. В компании отметили, что это особенно важно с учетом существенного роста их расходов.
Подводя итоги 2023 года, в «Яндексе» также рассказали, что инвестиции в мотивацию водителей и партнеров, в том числе бонусы для водителей, были увеличены на 73%. Эффективная комиссия сервиса оставалась на уровне ниже 10%. Доля поездок на международных рынках к концу 2023 года составила 35%, говорится в сообщении компании.[1]
2021: «Яндекс.Такси» избавился от убытков
По итогам 2021 года ООО «Яндекс.Такси» выручило 107 млрд рублей, что почти вдвое больше, чем годом ранее. Чистая прибыль компании составила 3,6 млрд рублей, тогда как в 2020 году имели место чистые убытки в размере 470 млн рублей. Такие показатели были обнародованы в середине апреля 2022 года.
Как согласно отчетности, на которую ссылается «Интерфакс», прибыль от продаж «Яндекс.Такси» по итогам 2021 года оказалась равной 29,4 млрд рублей, увеличившись в 3,2 раза относительно прибыли годичной давности. Кроме России, «Яндекс. Такси» присутствует еще в 19 странах СНГ, Европы, Ближнего Востока и Африки. Также компания учитывает показатели Uber в России и СНГ. Совокупные доходы водителей на платформе «Яндекс.Такси» по итогам 2021 года увеличились на 76%, до 510 млрд рублей. Скорректированный показатель EBITDA сегмента вырос на 125%, до 22,3 млрд рублей.
«Яндекс» в 2021 году с помощью сервиса «Яндекс.Такси» совершил в России и за рубежом 2,4 млрд поездок. При этом каждая четвертая поездка была совершена за пределами РФ (около 600 млн). Ранее сервис эти [данные] не раскрывал. Общее число поездок, совершенных с помощью него.
В целом ускорение темпов роста такси во многом обусловлено ростом за пределами основного рынка: уже четверть поездок на такси совершается пользователями в странах СНГ и Европы, Ближнего Востока и Африки, — это гораздо больше, чем указывают другие сервисы на зарубежных рынках, говорится в отчете. |
Как сообщили в пресс-службе «Яндекс.Такси» осенью 2021 года, средний заработок водителей, работающих с этим сервисом, составляет в Москве и Подмосковье до 135 тыс. руб. в месяц, в Петербурге чуть меньше — до 130 тыс. рублей. Количество поездок, совершенных с помощью сервиса такси, за 2021 год выросло на 48%.[2]
2020
Выручка таксистов и таксопарков достигла 300 млрд рублей
Выручка таксистов и таксопарков на заказах в «Яндекс.Такси» по итогам 2020 года составила почти 300 млрд рублей против 260 млрд рублей годом ранее. Таким образом, заработок партнеров сервиса за год вырос на 15%. Такие данные приводят в пресс-службе компании.
Там отметили, что выручка водителей, работающих с «Яндекс.Такси», раскрыта впервые. В компании подчеркнули, что сервис продолжает сохранять эффективную комиссию (effective take rate) ниже 10%. «Яндекс.Такси» возвращает значительную часть своей комиссии водителям в виде вознаграждений и намерен и дальше продолжать эту практику.
Мы полагаем, что и в 2021 году рост доходов таксистов и таксопарков будет увеличиваться. На это, в частности, влияет распространение среди партнеров наших технологий - распределения заказов, прогнозирования спроса, оптимальной маршрутизации, а также новые возможности для доставки заказов в логистике, — приводит ТАСС заявление компании. |
Выручка сегмента такси «Яндекс.Go» (объединяет «Яндекс.Такси», «Яндекс.Еду», «Яндекс.Лавку», «Яндекс.Драйв» и логистически-курьерский бизнес) по итогам 2020 года выросла на 47% и составила 66,96 млрд рублей.
Несмотря на рост выручки водителей и таксопарков, работающих с «Яндекс.Такси», 2020 год оказался непростым для компании. Ей пришлось отказаться от IPO «Яндекс.Такси» из-за пандемии коронавируса COVID-19, а Федеральная антимонопольная служба (ФАС) запретила интернет-гиганту покупать конкурента, сервис такси «Везёт». Правда, позже ФАС признала, что правовых оснований для вмешательства у службы не было, но в то же время отметила негативное влияние сделки на рынок такси.
Во время пандемии «Яндекс.Такси» также уделял внимание финансовой поддержке партнеров. Сервис оказывал материальную помощь тем, кто заразился коронавирусом или попал на карантин после контактов с заболевшими. В 2020 году такую компенсацию получили более 4000 водителей.[3]
10% - эффективная комиссия сервиса
В конце апреля 2020 года сервис «Яндекс.Такси» впервые раскрыл комиссии. Они ниже, чем у зарубежных конкурентов, в условиях падения спроса на услуги такси.
Во время телефонной конференции, посвященной публикации отчётности «Яндекса» за первый квартал 2020 года, генеральный директор «Яндекс.Такси» Даниил Шулейко сообщил, что доля заработка сервиса от поездок упала ниже 10%.
Мы возвращаем значительную часть нашей комиссии водителям в виде вознаграждений. В целом в 2019 году выручка партнеров, работающих с нашей платформой (выручка водителей и таксопарков-партнеров), составила 260 млрд рублей, а в первом квартале около 75 млрд рублей, — рассказал он. |
Речь идёт о фактической комиссии за вычетом всех вознаграждений партнёрам и водителям. В Uber и Lyft, по неофициальным данным, комиссии для водителей составляют 35% и 38% без учёта выплат, сообщало издание Business Insider. Комиссия была подсчитана на основе 14,7 тысяч данных поездок.
По словам Шулейко, в условиях пандемии коронавируса COVID-19 в «Яндекс.Такси» наблюдают снижение темпов роста поездок со второй половины марта 2020 года. В начале месяца сервис обрабатывал почти 5 млн поездок в день, а к концу марта этот показатель «значительно уменьшился». Ещё большее влияние будет заметно во втором квартале, так как режим самоизоляции был введен 30 марта, добавил он.
Даниил Шулейко говорит, что общий объем оборота сервиса такси (GMV) в Москве с начала апреля 2020 года сократился на 60% в годовом выражении и на 70% по сравнению с началом марта.
Показатель выручки «Яндекса» в сегменте «такси», в который входят сервисы такси, фудтеха и беспилотники, в первом квартале 2020 года достиг 11,4 млрд рублей, что на 50% превосходит значение годичной давности.[4]
Беспилотные такси
Основная статья: Яндекс.Taxi Беспилотный автомобиль
История
2024: В Киргизии работает 300 тыс. таксистов, 70% из которых — через «Яндекс Такси»
В Киргизии насчитывается около 300 тыс. таксистов, 70% из которых работают через платформу «Яндекс Такси», что поднимает вопросы о монополизации рынка и вызывает обеспокоенность властей страны. Об этом свидетельствуют данные, приведенные в проекте постановления кабмина Киргизии, опубликованного в августе 2024 года.
Как передает «Коммерсантъ», правительство Киргизии и мэрия Бишкека рассматривают возможность создания муниципальных таксомоторных предприятий для снижения зависимости от крупных агрегаторов и регулирования тарифов. По данным издания, на август 2024 года компания «Яндекс Такси» взимает 21% от заработка водителей, из которых 3% направляется фирмам-партнерам. В проекте постановления указывается, что риски и ответственность за нарушения в полной мере возлагаются на водителей, тогда как платформа не несет ответственности за возможные проблемы.
Документ также подчеркивает, что доминирование «Яндекс Такси» и других крупных операторов на рынке таксомоторных перевозок ведет к повышению тарифов и увеличению денежного оттока за границу. Это вызывает опасения в правительстве, так как монополизация рынка может негативно сказаться на качестве предоставляемых услуг и привести к дальнейшему росту цен.
Мэрия Бишкека считает, что введение муниципальных такси позволит значительно снизить тарифы — планируется, что они составят не более 10% от стоимости заказа. В рамках этой инициативы предусмотрено создание программного комплекса для водителей и пассажиров, а также ужесточение требований к техническому состоянию автомобилей и критериев отбора водителей.
В проекте постановления отмечается, что в Киргизии отсутствуют единые правила регулирования деятельности таксомоторных перевозок, что негативно сказывается на безопасности дорожного движения и качестве услуг. Проблемы усугубляются недостаточным контролем за техническим состоянием автомобилей и отсутствием четких стандартов взаимодействия с пассажирами, что приводит к росту аварийности и недовольству населения.[5]
2023
Внесение $6,5 млн в казахстанский госфонд после антимонопольного расследования
Агентство по защите и развитию конкуренции Казахстана (АЗРК) отчиталось о результатах антимонопольного расследования в отношении «Яндекс. Такси». По итогам длившегося два года разбирательства российская компания согласилась внести 3 млрд тенге (около $6,5 млн) в государственный фонд поддержки цифровой экосистемы.
АЗРК завершило антимонопольное расследование в отношении «Яндекс.Такси». По его итогам компания привлечена к административной ответственности за координацию экономической деятельности таксопарков, выраженную в навязывании услуг технической поддержки программного обеспечения контрольно-кассовых машин. Также в рамках расследования «Яндекс.Такси» привлечена к административной ответственности за непредоставление информации антимонопольному органу, - говорится в сообщении агентства. |
Регулятор не указывает, какие ввёл санкции в отношении сервиса, но добавляет, что «Яндекс.Такси» внёс деньги в госфонд добровольно. Также АЗРК согласовало несколько шагов для антимонопольного комплаенса:
- «Яндекс.Такси» введёт для водителей дополнительную бонусную программу, экономический эффект от которой ведомство оценивает в 7-10 млрд тенге ($15,4-22 млн) ежегодно;
- сервис сократит комиссию для заказов, стоимость которых из-за высокого спроса превышает базовую более чем вдвое;
- коэффициент повышения тарифа в условиях максимального спроса (дождь, снег, праздники) будет ограничен 3;
- в пользовательском приложении будет повышена прозрачность ценообразования, появятся прогноз снижения тарифов, а сами алгоритмы изучит независимая аудиторская компания;
- «Яндекс» внедрит обновлённый тариф «Вместе» с возможностью заказа такси по более низкой цене даже в периоды пикового спроса;
- для пассажиров с детьми будет запущен особый тариф с возможностью вызвать машину с детским креслом.[6]
"Яндекс" завершил консолидацию "Яндекс Такси", заплатив Uber 702,5 млн долларов за долю в СП
Компании шли к этой сделке несколько лет. Американский гигант последовательно продавал свои доли в «Яндекс.Еде», «Яндекс.Лавке», «Яндекс.Доставке» и беспилотниках.
У американской Uber 2022 год снова был провальным – годовой убыток превысил $9 млрд. Но логика этого решения не только в улучшении финансового положения. Глобальная стратегия компании в целом состоит в том, чтобы перетряхнуть все активы - в инвесторской презентации еще 2022 года компания показывала, что она выходит из одних проектов, которые больше не считает приоритетными, и реинвестирует в другие идеи. Например, за последние годы компания продала подразделение беспилотников Aurora Innovation Inc, велошеринговый стартап Jump, UberEats India и ряд других сервисов.
При этом на развитии рынка такси в России уход американской Uber никак не отразится. Операционно бизнес давно и так сосредоточен в России.
2022
Просьба к "Автовазу", BAIC Group и Chery о поставках авто на фоне дефицита
1 сентября 2022 г «Яндекс» попросил «Автоваз», а также китайских производителей автомобилей BAIC Group и Chery о поставках транспортных средств для лизинговых компаний, с которыми работает «Яндекс.Такси». Для обновления автопарка «Яндексу» ежегодно нужно 50 000 автомобилей, а таксомоторная отрасль столкнулась с дефицитом машин и запчастей для них, – Forbes.
Uber планирует в кратчайшие сроки избавиться от доли в СП с «Яндексом»
Uber планирует в кратчайшие сроки выйти из капитала совместного предприятия (СП) с «Яндексом» в связи с событиями на Украине. Об этом стало известно 1 марта 2022 года. Американской компании принадлежит 29-процентная доля в СП, стоимость которой оценивается примерно в $800 млн.
В конце декабря 2021 года «Яндекс» закрыл сделку по выкупу у Uber долей в сервисах «Яндекс.Еда», «Яндекс.Лавка», «Яндекс.Доставка», а также в подразделении Yandex Self-Driving Group за $1 млрд. После выкупа долей в ведении СП остались сервисы заказа такси, каршеринга и аренды самокатов. «Яндекс» также получил право на выкуп оставшейся доли Uber за фиксированную сумму в течение двух лет.
По информации источника, Uber «активно ищет возможности по ускорению продажи оставшихся активов». «Яндекс» ранее заявлял о том, что «стороны намерены и далее совместно развивать эти сервисы в рамках ГК "Яндекс.такси"».
Кроме того, как рассказали изданию в Uber, компания отзовет троих руководителей из совета директоров СП. После этого будет назначен новый представитель, который будет курировать сделку по продаже оставшейся доли Uber[7].
2021
«Яндекс» выкупил доли Uber в своих сервисах за $1 млрд
21 декабря 2021 года «Яндекс» объявил о закрытии сделке по выкупу у Uber долей в сервисах «Яндекс.Еда», «Яндекс.Лавка», «Яндекс.Доставка», а также в подразделении Yandex Self-Driving Group, занимающейся разработкой технологий для беспилотных автомобилей. Общая сумма этих сделок составила $1 млрд, из которых $800 млн уже было выплачено в сентябре 2021 года, а оставшиеся $200 млн поступили Uber спустя примерно три месяца.
После закрытия сделки «Яндекс» получил 100% Yandex Self-Driving Group, почти 71% MLU BV (управляет бизнесом по прокату автомобилей под брендами «Яндекс.Такси» и Yango, а также под брендом Uber в странах, охваченных соглашением о слиянии), а также 100% «Еды», «Лавки» и «Доставки».
«Яндекс» и Uber продолжат совместно развивать сервисы заказа такси, каршеринга и аренды самокатов в рамках группы компаний «Яндекс.Такси».
Также в рамках сделки «Яндекс» получил право в течение двух лет выкупить оставшуюся долю Uber по цене, зафиксированной в диапазоне $1,8-2 млрд.
О том, что «Яндекс» заинтересован в увеличении своей доли в «Яндекс.Такси», ранее говорил операционный директор компании Грег Абовский.
Это вопрос, сможем ли мы договориться о цене, которая всех устроит, — отмечал Абовский и добавлял, что «Яндекс» находится в постоянном диалоге с Uber. |
«Яндекс» и Uber развивали объединенную компанию с 2018 года. Во второй половине 2021 года началась реструктуризация совместного предприятия, состоящего из двух этапов. Первая часть сделки была завершена в третьем квартале, в результате чего «Яндекс» нарастил долю в MLU до 68,3%, выкупив у американского партнера 4,5% капитала. Также компания полностью консолидировала второе СП с Uber - беспилотный бизнес Yandex SDG - через приобретение 18,2% у партнера.
Александр Аникин - новый гендиректор «Яндекс.Такси»
24 ноября 2021 года стало известно о назначении Александра Аникина новым генеральным директором «Яндекс.Такси». Он пришёл на смену Григорию Дергачеву, который возглавлял компанию с апреля 2021 года. Подробнее здесь.
Программа обучения ИТ-профессиям для сотрудников «Яндекс.Такси»
21 сентября 2021 года стало известно о том, что «Яндекс» решил сделать из таксистов программистов и потратит на это десятки миллионов рублей. Причем в будущем программа обучения ИТ-профессиям может быть расширена. Подробнее здесь.
«Яндекс» выкупает доли в «Еде», «Лавке», «Доставке» и беспилотниках за $1 млрд
Как сообщили CNews в пресс-службе «Яндекса», компания полностью выкупит у совместного предприятия (СП) с компанией Uber – группы компаний «Яндекс.Такси», доли в «Яндекс.Еде», «Яндекс.Лавке», «Яндекс.Доставке», а также в бизнесе беспилотных автомобилей и роверов. Общая сумма сделки, по данным «Яндекса», оценивается в $1 млрд. Об этом стало известно 31 августа 2021 года.
После выкупа долей в ведении СП Яндекса и Uber останутся только сервисы заказа такси, каршеринга и аренды самокатов. Стороны намерены и далее совместно развивать эти сервисы в рамках ГК «Яндекс.Такси», отметили в компании.
Сделка также подразумевает выкуп «Яндексом» у Uber 4,5% акций СП. В результате доля «Яндекса» в СП вырастет до 71%, включая акции, зарезервированные для программы опционов. Дополнительно «Яндекс» также получил право на выкуп оставшейся доли Uber за фиксированную сумму в диапазоне $1,8-2 млрд в течение двух лет.
Сделка уже одобрена советами директоров обеих компаний и будет закрыта до конца 2021 г., заявили в пресс-службе «Яндекса».
Как пояснили в «Яндексе», по итогам сделки компания намерена ускорить «темпы развития бизнеса на быстрорастущем рынке электронной коммерции и фудтеха». Предполагается, что ускорение будет достигнуто благодаря более тесной интеграции собственных сервисов, а также упрощения процессов управления ими.
Так, по данным компании, на август 2021 года «Яндекс.Лавка» взаимодействует с «Яндекс.Маркетом», обеспечивая покупателям более удобный момент получения заказов. Автомобильная «Яндекс.Доставка», в свою очередь, обеспечивает рестораны, кафе и другие бизнесы дополнительным доходом за счет более широкого радиуса доставки.
На перспективу «Яндекс» также делает ставку на свой парк беспилотных автомобилей. На август 2021 года в него входит 170 машин, уже преодолевших более 14 млн км в автономном режиме на дорогах России, США и Израиля.
По данным компании, роботы-курьеры «Яндекса» с момента запуска в 2019 г. уже успели сделать более 26 тыс. доставок в России и США. Направление беспилотных автомобилей считают в «Яндексе» стратегическим, в котором заложен «большой потенциал роста в долгосрочной перспективе, в том числе в международном масштабе»[8].
«Яндекс.Такси» выходит на рынок Норвегии
В конце апреля 2021 года стало известно о том, что «Яндекс.Такси» в ближайшее время заработает в Норвегии. Для этого компания набирает сотрудников. Подробнее здесь.
Григорий Дергачев - гендиректор ООО «Яндекс.Такси»
В середине апреля 2021 года стало известно о назначении Григория Дергачева новым генеральным директором ООО «Яндекс.Такси». До этого он занимал в компании должность директора по продукту и работал в ней более восьми лет. Подробнее здесь.
Покупка активов компании «Везет» за $178 млн
2 февраля 2021 года «Яндекс» сообщил о покупке активов компании «Везет» за $178 млн. Речь идет о колл-центрах и бизнесе по заказу грузоперевозок, который переходят в собственность «Яндекс.Такси». Подробнее здесь.
2020
«Яндекс.Такси» уходит из Румынии
14 октября 2020 года «Яндекс.Такси» сообщил об уходе с румынского рынка. Компания объяснила своё решение «особенностями местного законодательного регулирования» пассажирских перевозок. Подробнее здесь.
«Яндекс» выделил разработку беспилотных авто в компанию Yandex SDG
4 сентября 2020 года «Яндекс» объявил о выделении направления беспилотных автомобилей в отдельную компанию, которая получила название Yandex Self-Driving Group (Yandex SDG). Прежде оно относилось к группе компаний «Яндекс.Такси». Подробнее здесь.
"Яндекс" ведет переговоры о выкупе доли Uber в "Яндекс.Такси"
"Яндекс" ведет переговоры о выкупе доли компании Uber Technologies в "Яндекс.Такси", заявил в июне операционный и финансовый директор "Яндекса" Абовский Грег[9].
В начале месяца СМИ сообщали, что "Яндекс" рассматривает возможность выкупа доли Uber вместо того, чтобы проводить первичное публичное размещение акций (IPO) этого своего подразделения. Указывалось, что "Яндекс" хочет выкупить всю долю Uber. Ранее Uber оценивал свою долю в совместном предприятии в 1,24 миллиарда долларов.
"Мы на постоянной связи по Uber в рамках нашего бизнеса "Яндекс.Такси", и мы, разумеется, находимся в активном диалоге. На сегодняшний день нет ничего необратимого, или в процессе, но я думаю, что мы очень заинтересованы в увеличении этой доли и получении полного контроля над этим активом. Я думаю, что это вопрос того, сможем ли мы договориться по цене", - сказал он в ходе конференц-колла. |
2019
На июль 2019 года MLU B.V. управляет сервисом онлайн-заказа поездок, который работает под брендами Яндекс.Такси, Uber и Yango. Компания активно осваивает новые рынки и, помимо России, предоставляет услугу онлайн-заказа такси в 17 странах Восточной Европы, Африки и Ближнего Востока. Ей также принадлежат сервис доставки еды из кафе и ресторанов Яндекс.Еда и сервис доставки наборов для приготовления блюд Яндекс.Шеф.
Создание отдельной компании для развития беспилотных авто — «Яндекс.СДК»
В конце октября 2019 года стало известно о создании компанией «Яндекс.Такси» отдельной дочерней структуры, которая сосредоточится на развитии беспилотных автомобилей. Подробнее здесь.
Goldman Sachs, Bank of America и UBS оценили стоимость «Яндекс.Такси» перед IPO
18 сентября 2019 года стали известны оценки стоимости «Яндекс.Такси» от крупных инвестиционных банков. Сервис планирует выйти на биржу в 2019-2020 гг.
Как пишет Forbes со ссылкой на отчёт Goldman Sachs, банк оценивает «Яндекс.Такси» в 7,3 млрд (475 млрд рублей) или $7,7 млрд с учетом остатка денежных средств на балансе около $400 млн. Старший аналитик по телекоммуникационному сектору и медиа/ИТ Sberbank CIB Светлана Суханова называет похожую цифру — $7,77 млрд.
Верхнюю планку по стоимости указывают аналитики Bank of America ($8,5 млрд) и UBS ($8,4 млрд). Для сравнения, капитализация сервисов заказа такси Uber и Lyft составляет $60,8 млрд и $17,4 млрд.
До объединения с Uber «Яндекс.Такси» оценивали в $3,8 млрд. У компании есть договоренность о покупке части активов фирмы «Везет».
По мнению аналитика ГК «Финам» Леонида Делицына, справедливая оценка «Яндекс.Такси» — это $3,8-$4,2 млрд. Российская компания – большая редкость на глобальных биржах, а «Яндекс.Такси», скорее всего, собирается на IPO, отмечает он.
Оценку Goldman Sachs можно считать оптимистичной оценкой стоимости «Яндекс.Такси» при благоприятном стечении обстоятельств через десять лет, продолжает эксперт. Выйти на IPO в 2020 году при такой оценке будет очень трудно, считает эксперт: более реалистично провести размещение при оценке компании в $3-3,5 млрд.
Ранее «Яндекс.Такси» планировалось вывести на IPO в 2019 или 2020 году. Во втором квартале 2019 года компания впервые показала прибыль в 423 млн рублей. До этого из-за расширения бизнеса показатели были отрицательные.
В начале 2019 года компания «Яндекс.Такси» только находилась в процессе переговоров с инвестиционными банками по поводу листинга, писал тогда журнал Forbes со ссылкой на информированные источники.[10]
«Яндекс.Такси» заработало в Гане
Сервис онлайн-заказа такси под брендом Yango уже вовсю продвигается в Африке. Осенью 2018 года он запустился в Абиджане, а летом 2019 заработал в Гане.
С помощью Yango можно заказать такси лицензированных компаний-партнеров «Яндекса». Он совместим с приложением «Яндекс.Такси», поэтому россияне смогут воспользоваться известным приложением.
«Яндекс» и дальше планирует сотрудничать с Африкой. Жителям континента могут стать доступны сервисы в сфере телемедицины, онлайн-образования и другие.
Покупка ПО и колл-центров группы компаний «Везёт»
15 июля 2019 года компания Яндекс.Такси сообщила о заключении соглашения о покупке программного обеспечения и колл-центров группы компаний «Везёт». В течение трёх лет Яндекс.Такси вложит около 8 миллиардов рублей в развитие такси в регионах России, из них примерно 4 миллиарда пойдут на внедрение технологий, обеспечивающих безопасность поездок, и ещё столько же — на программы поддержки местных таксопарков и водителей.
Для пользователей «Везёт» всё останется привычным: они по-прежнему смогут вызвать машину как через приложения Rutaxi и «Везёт», так и по телефону. «Везёт» и Яндекс.Такси продолжат расширять существующие центры обучения водителей и открывать дополнительные. Водители и таксопарки после закрытия сделки перейдут на единую технологическую платформу Яндекс.Такси. Среди особенностей платформы — продвинутые технологии обеспечения безопасности и эффективный механизм распределения заказов. Благодаря ему водители меньше ездят «вхолостую» и больше зарабатывают, а пользователи тратят меньше времени на ожидание машины.
Текущие акционеры «Везёт» получат до 3,6% акций Яндекс.Такси и до 71,5 миллиона долларов при условии успешного достижения ключевых целей по операционным и иным показателям. После завершения сделки 56,2% Яндекс.Такси будет принадлежать Яндексу, 35,0% — Uber, а 5,3% — сотрудникам в рамках программы поощрения.
Стороны ожидают, что сделка будет закрыта до конца 2019 года. Её одобрили наблюдательный совет Яндекс.Такси и советы директоров Yandex N.V. и «Везёт». Сделка также требует согласия Федеральной антимонопольной службы России.
Назначение Евгения Сендерова финансовым директором
23 апреля 2019 года компания «Яндекс.Такси» объявила о назначении на пост финансового директора (CFO) Евгения Сендерова, имеющего более чем 20-летний опыт работы в финансовой сфере. Подробнее здесь.
Тестирование совместной системы отслеживания с «Ситимобил» и «Везет»
5 апреля 2019 года стало известно, что «Везет», «Ситимобил» и «Яндекс.такси» тестируют совместную систему сквозного отслеживания рабочего времени водителя. Если водитель принимает заказы от разных сервисов, обмен данными поможет установить, сколько часов в сумме он провел за рулем. Участники проекта приглашают другие агрегаторы присоединиться к системе.
«Яндекс.такси» и «Ситимобил» уже начали обмениваться соответствующими данными по Москве, Московской области и по Ярославлю. «Везет» на 5 апреля 2019 года находится в процессе внедрения технологии.
Главная задача системы — контролировать время, в течение которого работает водитель, с целью избежать дорожно-транспортных происшествий, вызванных его усталостью. Речь идет именно о сквозном учете времени на линии. Как известно, многие водители с целью повышения своих доходов принимают заказы от нескольких сервисов, и в итоге проводят за рулем гораздо больше времени, чем это может отследить каждая отдельная компания. Чтобы иметь представление обо всем времени работы водителя, сервисам придется обмениваться данными.
Компании создали технический протокол, который позволит отслеживать время работы по всей стране в режиме реального времени. Тестирование проводится по закрытым каналам. Участники проекта отмечают, что наладить обмен данными по такому большому количеству водителей в реальном времени довольно сложно с технологической точки зрения. Для этого требуется потратить несколько месяцев на разработку, создать специальный формат обмена данными и облачную инфраструктуру для их хранения.
Сразу же по окончании тестирования и финальной настройки сервисы начнут ограничивать доступ к заказам для водителей, которые в общей сложности провели за рулем слишком много времени, в каком бы из трех сервисов и в какое время суток они ни принимали заказы. Данная система затронет всех водителей — работников партнерских таксопарков, индивидуальных предпринимателей и самозанятых[11].
2018
Выручка — 26,74 млрд рублей; убытки — 1,69 млрд рублей
В 2018 году выручка «Яндекс.Такси» составила 26,74 млрд рублей, увеличившись почти втрое относительно 2017-го. Компания осталась неприбыльной, однако её чистые убытки сократились более чем в три раза — до 1,69 млрд рублей.
Финансовые данные приводит РБК со ссылкой на базу «СПАРК-Интерфакс». Из неё следует, что другие крупные сервисы заказа такси в России также терпят крупные убытки.
Так, чистый убыток ООО «Геттакси Рус» (работает под брендом Gett) в 2018 году оказался равным 2,27 млрд рублей, снизившись на 8% относительно предыдущего года. Убытки ООО «Сити-Мобил» (бренд «Ситимобил») увеличились более чем в 100 раз и достигли 3,63 млрд рублей.
Что касается выручки, то у Gett в России она составила 4,75 млрд рублей, увеличившись почти на треть относительно доходов годичной давности. Выручка «Ситимобил» подскочила в 3,4 раза — до 1,07 млрд рублей.
Противоположную динамику на российском рынке показала Uber. В 2018 году выручка ООО «Убер Текнолоджи» составила 571 млн рублей, снизившись более чем втрое по сравнению с 2017-м. Компания осталась прибыльной (14,65 млн рублей), но прибыль уменьшилась в 5,5 раза. При этом глобальная Uber Technologies Inc. убыточна — в 2018 году чистый убыток компании достиг $1,8 млрд, а выручка выросла на 435 до $11,3 млрд, отмечает РБК.
Из всех перечисленных российских компаний финансовые показатели частично раскрывало лишь ООО «Яндекс.Такси». Его материнская компания «Яндекс» сообщала, что выручка сегмента такси в 2018 году выросла на 293%, до 19,2 млрд рублей.
Несоответствие показателей, опубликованных в СПАРК и ранее объявленных компанией, отчасти связано с разными стандартами отчетности («Яндекс» раскрывает данные по стандарту US GAAP). Кроме того, «Яндекс.Такси» объединилось с бизнесом Uber в России и нескольких странах СНГ.[12]
Покупка «Оптеум»
6 августа 2018 года компания «Яндекс.Такси» объявила о покупке компании «Оптеум» — разработчика онлайн-сервисов для управления таксопарками с офисом в Набережных Челнах. На его базе в «Яндекс.Такси» планируют открыть собственный офис в этом городе, когда приобретение будет завершено. Подробнее здесь.
2017
Одобрение ФАС сделки Яндекс.Такси-Uber
Федеральная антимонопольная служба одобрила соглашение «Яндекса» и Uber об объединении бизнесов онлайн-заказа поездок в России. Сделка также одобрена Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь и ожидает одобрения антимонопольного ведомства Казахстана, сообщили в «Яндексе» 24 ноября 2017 года.
После закрытия сделки оба приложения для заказа поездок — и «Яндекс.Такси», и Uber — по-прежнему будут доступны пользователям. В то же время, таксопарки и водители перейдут на единую технологическую платформу — это позволит увеличить количество доступных для выполнения заказов машин, сократить время их подачи, снизить холостой пробег, повысить надежность и доступность сервиса в целом.
О подписании соглашения было объявлено 13 июля 2017 года. По его условиям, «Яндекс» и Uber объединят бизнесы онлайн-заказа поездок в России, Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии и Казахстане в составе вновь созданной компании, в которую также войдёт сервис по доставке еды UberEATS.
Uber и «Яндекс» инвестируют в компанию $225 млн и $100 млн соответственно, оценивая её в $3,725 млрд. С учётом этих вложений и возможных корректировок на момент закрытия сделки, 59,3% компании будут принадлежать «Яндексу», 36,6% — Uber, 4,1% — сотрудникам.
Чтобы обеспечить бесперебойную работу сервисов для пользователей и водителей, стороны закроют сделку после новогодних и рождественских праздников в январе 2018 года.
Объединение Яндекс и Uber
13 июля 2017 года «Яндекс» и Uber объявили о том, что они договорились об объединении своих бизнесов по онлайн-заказу поездок в России, Белоруссии, Казахстане, Грузии, Азербайджане и Армении. По условиям соглашения, в созданную компанию Uber и «Яндекс» инвестируют $225 млн и $100 млн соответственно, оценивая её в $3,725 млрд. Как результат, 59,3% компании будут принадлежать «Яндексу», 36,6% — Uber, а 4,1% — сотрудникам. Возглавит компанию генеральный директор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян. Подробнее об этом можно прочитать здесь.
Работа в 108 крупных городах
По состоянию на начало июня 2017 года сервис онлайн-заказа такси Яндекс.Такси, принадлежащий одноименной компании (ООО), работает в 108 крупных городах России, Белоруссии, Украины, Армении, Грузии и Казахстана. В общей сложности к нему подключено более 195 тыс. активных водителей.[13]
Сервис Яндекс.Такси позволяет быстро вызвать официальное такси без звонка диспетчеру и следить за выполнением заказа на карте. Заказать такси можно на сайте или через мобильное приложение для смартфонов. Среднее время подачи машины — 4-5 минут.
Система контроля за уставшими водителями
17 марта 2017 года стало известно о планах «Яндекса» разработать и внедрить ИТ-систему для контроля за уставшими водителями, подключенными к сервису «Яндекс.Такси».
Мы действительно уже несколько месяцев изучаем разные технологические решения, доступные в России и за рубежом. При обнаружении признаков усталости человека за рулем такая система предупредит о том, что нужно сделать перерыв, и может ограничить прием заказов от пассажиров, — рассказали газете «Коммерсантъ» в «Яндексе». |
Генеральный директор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян назвал изданию примерный объем инвестиций в проект — около $20 млн.
Один из источников рассказал «Коммерсанту», что для реализации идеи мониторинга состояния водителей в реальном времени можно связать систему контроля сна и программный комплекс «Таксометр», который применяется для контроля качества перевозок. У «Яндекса» есть свои технологии компьютерного зрения, которые можно «натренировать» на такое, отметил собеседник.
«Яндекс» может привлечь к сотрудничеству компанию «Нейроком», чьей системой контроля бодрствования машиниста оснащены все пассажирские и около 80% грузовых и маневровых локомотивов РЖД.
Мы действительно ведем с «Яндексом» диалог о возможности использования наших систем поддержания работоспособности водителя, — подтвердил изданию замначальника отдела развития «Нейрокома» Илья Иванов. |
По его словам, решение «Нейрокома» представляет собой специальный браслет, надеваемый водителем, воспринимает электрокожное сопротивление и «узнает» о том, когда внимание водителя переключается с одних объектов на другие. За потерей концентрации следует сначала световое, а потом звуковое оповещение. Систему можно подключить к диспетчерскому пункту в бортовой части.
2016: Старт разработки беспилотного такси
Основная статья: Яндекс.Taxi Беспилотный автомобиль
Ожидается, что проект будет реализован на базе сервиса «Яндекс.Такси». Как сообщила в сентябре 2016 года сетевому изданию m24.ru руководитель PR-проектов сервиса Элина Ставиская, сейчас компания ведёт переговоры с несколькими представителями автомобильной промышленности. Предметом обсуждений является старт тестирования системы полуавтономного управления машиной[14].
Кроме того, Ставиская отметила, что «Яндекс.Такси» видит большой потенциал в интегрировании службы интеллектуального распределения заказов и беспилотных автомобилей.
2015: Формирование компании «Яндекс.Такси»
В декабре 2015 года в рамках реорганизации «Яндекса» сервис Яндекс.Такси стал отдельной компанией ООО «Яндекс.Такси», её директором назначен Тигран Худавердян.
2012: Доступность веб-версии Яндекс.Такси
Веб-версия сервиса Яндекс.Такси появилась 28 июня 2012 года.[15]
2011: Запуск сервиса Яндекс.Такси в Москве
26 октября 2011 года Яндекс.Такси запустился в Москве как один из сервисов «Яндекса». На старте к системе было подключено около 1000 водителей из 11 таксопарков столицы.[16]
Изначально сервис был представлен только мобильным приложением на платформах iOS и Android.
Примечания
- ↑ "Яндекс такси" выплатил windfall tax в размере 1,7 млрд рублей
- ↑ Закрывающийся "Ситимобил" в 2021 году получил чистый убыток в 10 млрд рублей
- ↑ Водители "Яндекс.Такси" заработали почти 300 млрд рублей
- ↑ Падение чистой прибыли и отзыв прогноза на год: как пандемия повлияла на результаты «Яндекса»
- ↑ Власти Киргизии решили бороться с «Яндексом» при помощи муниципальных такси
- ↑ "Яндекс.Такси" внесла более $6,5 млн в госфонд поддержки цифровой экосистемы Казахстана
- ↑ Uber планирует в кратчайшие сроки избавиться от доли в СП с «Яндексом»
- ↑ Uber сворачивает дела. «Яндекс» выкупает его доли в «Еде», «Лавке» и беспилотниках
- ↑ "Яндекс" ведет переговоры о выкупе доли Uber в "Яндекс.Такси"
- ↑ «Яндекс.Такси» оценили в $7,3-8,5 млрд. Весь «Яндекс» стоит $12,4 млрд
- ↑ «Яндекс.такси» объединилось с конкурентами ради слежки за водителями
- ↑ Крупнейшие агрегаторы такси в России отчитались об убытках за 2018 год
- ↑ «Яндекс.Такси» до конца года планирует расширить сеть на все крупные города России
- ↑ Беспилотные такси могут появиться в Москве
- ↑ "Яндекс" вызвал интернет-такси
- ↑ Яндекс запустил сервис по поиску такси
Продукты (3)
Продукты (ит-системы) данного вендора. Добавить продукт можно здесь.Продукт | Технология | Кол-во проектов |
---|---|---|
Yango | 0 | |
Аэротакси Яндекса | 0 | |
Яндекс Go (ранее приложение Яндекс.Такси) | 0 |
Цифровой паспорт (4 проекта)
Список известных внедрений ИТ-систем в организации. Добавить проект.Проект | Интегратор | Продукт | Технология | Год |
---|---|---|---|---|
АвтоВАЗ | Lada Vesta | --- | ||
Газпром нефть | --- | |||
Москвич (ранее Renault Russie) | Москвич 3e (электромобиль) | --- | ||
Iran Khodro | --- |