Российские железные дороги
РЖД
Россия
Центральный ФО РФ
Москва
107174, Новая Басманная ул., д. 2
7(499) 262-99-01
+7 (499) 262-66-70
Топ-менеджеры:
Бесхмельницын Михаил Иванович
Белозеров Олег Валентинович
Ярковский Федор Викторович
Чаркин Евгений Игоревич
Чабунин Анатолий Михайлович
Зимин Виктор Михайлович
Краснощек Анатолий Анисимович
Михайлов Вадим Валерьевич
Мишарин Александр Сергеевич
Верховых Геннадий Викторович
Гнедкова Ольга Эдуардовна
Кобзев Сергей Алексеевич
Валинский Олег Сергеевич
Иванов Павел Алексеевич
Мещеряков Анатолий Анатольевич
Павловский Вячеслав Альфредович
Старков Андрей Краснославович
Федосеев Николай Владимирович
Шайдуллин Шевкет Нургалиевич
Шаханов Дмитрий Сергеевич
Собственники:
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)
Проекты (2)
Список проектов компании, известных TAdviser. Добавить проект можно здесь.Заказчик | Продукт | Технология | Год | Проект |
---|---|---|---|---|
- Содружество | Инновационная мобильность (платформа для покупки билетов) | 2023.04 | ||
- РЖД Логистика | РЖД CRM | CRM | --- |
Продукты (14)
Продукты (ит-системы) данного вендора. Добавить продукт можно здесь.Цифровой паспорт (153 проекта)
Список известных внедрений ИТ-систем в организации. Добавить проект.Активы | Конечные собственники |
+ Российские железные дороги (РЖД) |
Основная функция РЖД — эксплуатация железнодорожной инфраструктуры, находящейся в собственности государства, то есть, иными словами, практически всех железных дорог в стране. На август 2013 года частных дорог в России почти нет, а те, что есть или планируются, лишь подтверждают правило: без РЖД в России можно построить разве что локальную ветку от месторождения до завода.
В рамках реформы РЖД, предполагавшей либерализацию перевозок по железным дорогам, госмонополия уступила только парк вагонов (да и те были приватизированы лишь частично), а остальное (собственно инфраструктуру и локомотивы) оставила себе. Разделения отрасли, подобно дроблению РАО «ЕЭС России», не получилось: на 2013 год скорее уж РЖД напоминает «Газпром», который и эксплуатирует инфраструктуру, и заполняет ее газом собственного производства, в данном случае — сдает в аренду принадлежащие ей локомотивы. Именно «железнодорожным Газпромом» РЖД называют в антимонопольной службе.
По итогам 2014 года доля РЖД в общем объеме грузооборота составляет 86,6%. Доля в пассажирообороте составляла - 26,4%.
Активы
Имущество компании было сформировано путем внесения в уставный капитал ОАО "РЖД" по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта.
Железные дороги
- Калининградская железная дорога, РЖД
- Октябрьская железная дорога, РЖД
- Северная железная дорога (СЖД), РЖД
- Московская железная дорога (МЖД), РЖД
- Горьковская железная дорога, РЖД
- Приволжская железная дорога, РЖД
- Куйбышевская железная дорога, РЖД
- Западно-Сибирская железная дорога, РЖД
- Забайкальская железная дорога, РЖД
- Красноярская железная дорога, РЖД
- Восточно-Сибирская железная дорога, РЖД
- Юго-Восточная железная дорога, РЖД
- Дальневосточная железная дорога, РЖД
Непрофильные активы
На 2013 год у РЖД есть десятки и сотни непрофильных активов, имеющих лишь отдаленное отношение к железным дорогам. Так, монополия владеет стопроцентной «дочкой» «Желдорипотека», которая за последние 10 лет построила 1,4 миллиона квадратных метров жилья. Главным образом эта компания обеспечивает жильем сотрудников РЖД, но этим ее функции далеко не исчерпываются: купить квартиру у «Желдорипотеки» может любой желающий.
Другой «непрофильный» актив РЖД — компания «Транстелеком», которая проложила сеть вдоль железных дорог и сейчас входит в число крупнейших операторов связи в России. К 2015 году компания хотела бы занять до 15 процентов рынка широкополосного доступа в интернет в стране.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы
Список можно продолжать практически бесконечно — в ряду активов РЖД окажутся компании, занимающиеся производством щебня, сбором металлолома, предоставляющие разного рода туристические услуги, с полтысячи кафе и столовых, спортивные клубы и многое-многое другое. По сути, РЖД так и осталась министерством, маленьким (вернее, не таким уж и маленьким: в компании, по данным на 2009 год, работает около миллиона человек) государством в государстве.
РЖД регулярно распродает непрофильные активы — по итогам 2012 года выручка от этого вида деятельности составила почти 79 миллиардов рублей (большая часть пришлась на две сделки — выход из «Первой грузовой компании» и Транскредитбанка, который был продан также государственному ВТБ), в 2013-м планируется на уровне 34 миллиардов. Цифры вполне внушительные, но такими темпами распродажа затянется на долгие годы, тем более что в РЖД не скрывают: в некоторых случаях они сознательно тормозят процесс отчуждения имущества, например, когда актив является градообразующим.
Не надо думать, что компания занимается исключительно продажами активов, совсем не участвуя в сделках в качестве покупателя. Только в 2013 году монополии перешли 50 процентов уже упоминавшейся «Желдорипотеки», а также 75 процентов французского логистического оператора Gefco. Сумма сделки составила 800 миллионов евро[1].
Совет директоров РЖД
Основная статья: Совет директоров РЖД
Показатели деятельности
2024: Покупка 350 тыс. кв. метров в небоскребе в «Москва-Сити»
24 октября 2024 года стало известно о том, что ОАО РЖД закрыло сделку по приобретению 350 тыс. квадратных метров в небоскребе международного делового центра «Москва-Сити». Здесь расположится новая штаб-квартира железнодорожного перевозчика, которую изначально планировалось построить на месте Рижского грузового двора столицы.
О сделке рассказала газета «Коммерсантъ». РЖД приобрели помещения в здании Moscow Towers, общая площадь которого составляет около 411 тыс. квадратных метров. Таким образом, компания практически полностью выкупила этот небоскреб. Moscow Towers состоит из двух башен, объединенных общей стилобатной частью. Башни связаны переходными мостами, образующими скай-лобби высотой более 20 метров.
Одним из консультантов сделки выступила компания Core.XP. Говорится, что РЖД купили офисы общей площадью более 200 тыс. квадратных метров, а также апартаменты и парковку на 100 тыс. квадратных метров. При этом немногим более 60 тыс. квадратных метров площадей, отведенных под ретейл, заведения общепита и другую сопутствующую инфраструктуру, в периметр сделки не вошли.
Генеральный директор консалтинговой компании Remain Дмитрий Клапша оценивает стоимость купленной недвижимости в 160 млрд рублей. А руководитель департамента по работе с офисными площадями IBC Real Estate Екатерина Белова полагает, что цена актива может достигать 227 млрд рублей. Гендиректор Core.XP Владимир Пинаев говорит, что площади в Moscow Towers приобретены для размещения сотрудников основных подразделений РЖД. При этом купленные апартаменты компания в перспективе также может перепроектировать в офисные пространства. Пинаев отмечает, что главным преимуществом Moscow Towers для РЖД является возможность быстрого размещения штаб-квартиры и максимизации операционной эффективности за счет консолидации бизнеса.[2]
2023
Рост прибыли в 2,5 раза до 118,3 млрд рублей
В 2023 году чистая прибыль РЖД составила 118,3 млрд рублей, что в 2,5 раза больше прибыли годичной давности. Выручка достигла 2,61 трлн рублей, увеличившись на 16,4% относительно 2022 года. Такие данные в соответствии с российскими стандартами бухгалтерской отчетности (РСБУ) были обнародованы в начале марта 2024 года.
Показатель EBITDA в 2023 году составил 736,9 млрд рублей, что на 38,5% больше, чем в 2022-м. Валовая прибыль составила 556 млрд рублей, увеличившись на 35% в годовом исчислении.
Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на материалы РЖД, к концу 2023 года открытые и не использованные РЖД кредитные линии измерялись 1,37 трлн рублей, что примерно соответствует результату годичной давности. Компания имеет возможность использовать овердрафт в объеме до 45 млрд рублей для более эффективной работы с остатками денежных средств.
В 2023 году грузооборот на сети железных дорог составил 3,3 трлн тонно-км, при этом по тарифному грузообороту в границах Восточного полигона в 2023 году обеспечен исторический максимум. Перевозки контейнеров по итогам 2023 года достигли исторически рекордного значения – 7,4 млн ДФЭ, что на 14,1% больше уровня 2022 года. Объем перевозок пассажиров в 2023 году составил 136,3 млрд пасс.-км (+11,0% к 2022 году), отправлено 1 199,6 млн пассажиров (+5,7% к 2022 году).
К концу 2023 года общий активы РЖД достигли 8,99 трлн рублей, что на 13,1% больше, чем годом ранее. Результаты работы РЖД за 2023 год включают показатели деятельности более 50 филиалов и представительств компании и в значительной степени отражают ситуацию в российской экономике и промышленности, учитывая тесную связь с работой крупнейших производителей продукции и товаров в стране, отметили в компании.[3]
Рекордный объем перевозок в сообщении с Китаем - 161 млн тонн
Объем железнодорожных перевозок между Россией и Китаем в 2023 году составил рекордные 161 млн тонн, что на 36% больше, чем годом ранее. Об этом генеральный директор РЖД Олег Белозеров сообщил в середине февраля 2024 года.
Более года назад, принимая плановые показатели на 2023 год, рост объема перевозок в сообщении с КНР на 10% мы рассматривали как оптимистическую оценку. Результаты превзошли все ожидания, — сказал он. |
По словам Белозерова, важную роль в этих перевозках сыграла работа погранпереходов. Новый переход Нижнеленинское - Тунцзян перешел в стадию активной эксплуатации, по нему перевезено уже свыше 3 млн тонн, сообщил глава РЖД.
Речь идет о мостовом переходе через реку Амур Нижнеленинское (Еврейская автономная область, ЕАО) — Тунцзян (провинция Хэйлунцзян, КНР), который был введен в эксплуатацию в ноябре 2022 года. Его строительство реализовывалось в рамках соглашения, заключенного между Россией и Китаем в 2008 году. Финансирование на уровне более 70% от всего бюджета на возведение российской части моста совместно с китайскими партнерами обеспечил Российский фонд прямых инвестиций. Сообщалось, что инвесторами проекта выступили также «ВЭБ.РФ» и РЖД.
По словам гендиректора РЖД Алексея Шило, снятие ковидных (речь идет о пандемии коронавируса COVID-19) ограничений на трансграничные перевозки с Китаем положительно влияет на объемы контейнерных перевозок. После снятия ковидных ограничений в Китае ситуация должна стать более позитивной, потому что именно они в значительной степени мешали работе терминалов, соглашается гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Из-за перегруженности дальневосточных портов существует большой потенциал увеличения прохождения грузов через сухопутные терминалы, считает эксперт.[4]
Рост числа перевозок на 5,4% до 1,2 млрд пассажиров
В 2023 году РЖД перевезли почти 1,2 млрд пассажиров, что на 5,4% больше, чем в 2022-м. Такую статистику компания обнародовала 9 января 2024 года.
Как сообщается на сайте РЖД, в 2023 году с вокзалов и станций отправлено 1,07 млрд пассажиров в рамках пригородного сообщения, что на 4,6% превосходит результат годичной давности. Пассажиропоток на поездах дальнего следования увеличился на 12,7% и достиг 122 млн человек.
По собственным данным РЖД, пассажирооборот у компании в 2023 году вырос на 11% по сравнению с предыдущим годом и составил 136,2 млрд пасс.-км, в том числе в пригородном сообщении – 33,1 млрд пасс.-км (+5,3%), в дальнем следовании – 103,1 млрд пасс.-км (+12,9%).
Перевозчик также привел данные, согласно которым в дни новогодних праздников с 29 декабря 2023 года по 8 января 2024 года поездами дальнего следования на инфраструктуре РЖД перевезено 4,9 млн человек. Это на 6,8% больше, чем за аналогичный период новогодних праздников прошлого года, и на 8% – допандемийного (речь идет о пандемии коронавируса COVID-19) периода (2019/2020 годов), когда перевозки пассажиров были рекордными.
Пиковой датой отправления пассажиров стало 29 декабря 2023 года. В этот день с вокзалов и станций отправились 495 тыс. пассажиров. Для их перевозки было задействовано рекордное количество поездов, отправленных в одни сутки, – 741.
По данным РЖД, в декабре 2023 года услугами компании воспользовались 97,8 млн пассажиров, что на 3,6% больше, чем за аналогичный период предыдущего года.
В декабре 2023 года пассажирооборот составил 9,9 млрд пассажиро-километров (+11%), в том числе в пригородном сообщении - 2,6 млрд пассажиро-километров (+3,4%), в дальнем следовании - 7,3 млрд пассажиро-километров (+14%), говорится в сообщении. [5]
Железнодорожные грузоперевозки в России снизились
Железнодорожные грузоперевозки в России за 2023 год снизились на 0,2% в сравнении с 2022-м и достигли 1,23 млрд тонн. Об этом в РЖД сообщили 9 января 2024 года. Подробнее здесь.
2022
Пост погрузки грузов до 109 млн тонн в феврале
Погрузка в ЖД сети РЖД выросла на 2.1% г/г до 109.1 млн тонн – это максимальные темпы роста с января 2022. Однако, если сравнивать с максимальным грузооборотом в 119 млн тонн в марте 2008, за 15 лет снижение на 8.5%.
Рост грузооборота с Китаем на 28% до 123 млн тонн
В 2022 году Российские железные дороги (РЖД) перевезли максимальный за всю историю объем грузов в восточном направлении — 276 млн тонн. Это на 3,3% больше в сравнении с 2021 годом, сообщил замглавы РЖД Алексей Шило в середине февраля 2023-го. По его словам, рекорд составили в том числе и перевозки грузов в сообщении с Китаем — 123 млн тонн (+28%).
Шило также привел данные, согласно которым экспорт угля на восток достиг 101,1 млн тонн, увеличившись на +0,5% относительно объема 2021 года. На 42% выросли грузоперевозки в сообщении с Турцией, в том числе через порты Азово-Черноморского бассейна, а также на 65% по международному транспортному коридору (МТК) «Север—Юг».
После введенных из-за военной спецоперации РФ на Украине санкций возникли трудности с отправкой грузов по ряду направлений, однако китайское направление оставалось стабильным. В этом году был отмечен резкий рост контейнерных перевозок в направлении портов и погранпереходов Дальнего Востока.
Ранее РЖД сообщили, что в 2022 году перевозки грузов по Восточному полигону составили 148,8 млн тонн, что почти на 5 млн тонн больше действовавших провозных показателей полигона. При этом компания планируют нарастить провозные возможности Восточного полигона (БАМа и Транссиба) до 173 млн тонн к концу 2023 года и перевести более 160 млн тонн.
Рост объемов транзитных контейнерных перевозок из Китая в Европу через территорию России в 2022 году сменился падением. По словам Алексея Шило, в 9 месяцев 2022 года контейнерный транзит по сети РЖД сократился на 17,6%, в том числе в сообщении Китай – Европа – Китай на 35%. Для сравнения: с января по сентябрь 2021 года транзитные перевозки грузов в контейнерах по железной дороге из КНР в ЕС через территорию России выросли на 47% к аналогичному периоду 2020 г. и составили 568 700 TEU (эквивалент 20-футового контейнера).[6]
Грузовые перевозки по железным дорогам в России за год сократились на 3,8%
Грузовые перевозки по железным дорогам в России за 2022 год сократились на 3,8% в сравнении с 2021-м и составила 1,23 млрд тонн. Об этом в РЖД сообщили в январе 2023 года. Подробнее здесь.
Перевозки пассажиров увеличились на 7,8%, но не дотянули до допандемийных показателей
Перевозки пассажиров по железной дороге в России за 2022 год увеличились на 7,8% в сравнении с 2021-м (до 1,136 млрд человек), но не дотянули до допандемийных показателей. Пандемия коронавируса COVID-19 началась в 2020 году. Относительно 2019-го пассажиропоток железной дороги (тогда он измерялся 1,2 млрд пассажиров) в 2022 году снизился на 5,3%, свидетельствуют данные РЖД, обнародованные 9 января 2023 года.
Как пишут «Ведомости» со ссылкой на статистику компании, сильнее всего в 2022 году выросли перевозки в дальнем следовании – на 17,8% до 108,3 млн человек. Это обусловлено в том числе закрытием 11 аэропортов на юге и в центральной части страны после начала специальной военной операции РФ на Украине: для удовлетворения спроса на перевозки в южном направлении РЖД в течение года назначали дополнительные составы.
Независимый промышленный эксперт Максим Шапошников добавляет, что достигнуть показателей 2019 года среди прочего помешало в 2022 году «общее падение располагаемых доходов граждан».
Недостижение РЖД доковидных показателей в объемах перевозок пассажиров по итогам 2022 года обусловлено сохранением в целом сложной социально-экономической обстановки, – соглашается ведущий эксперт-аналитик Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Михаил Ширыборов. |
Президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин напоминает, что РЖД в этом году увеличила количество пассажирских поездов не только на юг, но и по другим направлениям, в частности расширилась география туристических поездов. При оценке динамики перевозки пассажиров, по его мнению, необходимо также учитывать незначительные объемы международных пассажирских перевозок в 2022 году «ввиду внешнеполитических причин».
Пассажирооборот на сети РЖД за 2022 году возрос на 18,8% по сравнению с 2021 годом и достиг 122,9 млрд пассажиро-километров, в том числе в пригородном сообщении - 31,4 млрд пасс.-км (+8,5% к уровню 2021 года), в дальнем следовании - 91,5 млрд пассажиро-километров (+22,8%).
На пригородное сообщение в 2022 году пришлось 1,027 млрд пассажиров, что на 6,8% больше показателя годичной давности.[7]
Взлёт перевозки редкоземельных металлов из Китая в ЕС
Через территорию России проходит главный железнодорожный маршрут для грузовых поездов, которые везут из Китая в ЕС редкоземельные металлы, необходимые в производстве микрочипов, электроники и прочей современной боевой техники.
Данные ЕС показывают, что российские железные дороги являются ключевым каналом для стратегических металлов. Китай поставляет более 90% объема редкоземельных металлов, используемых в ЕС. За девять месяцев 2022 года объем железнодорожных поставок через Россию вырос до 36 тыс. т, что вдвое больше, чем за весь 2021-й. При этом сырье перевозили в том числе поездами РЖД, несмотря на внесение компании в санкционный список ЕС.
2021: Рост доходов на 11% до 2,5 трлн рублей
Доходы РЖД по итогам 2021 года составили более 2,5 трлн рублей, увеличившись на 11% в сравнении с 2020-м (по международным стандартам финансовой отчетности). Госкомпания получила чистую прибыль в размере 50,7 млрд рублей, тогда как в 2020 году имели место чистые убытки в 6,3 млрд рублей (правда, в отёчности за 2020 год фигурировали другие убытки - 52,9 млрд рублей; причина пересмотра цифр не называется). Такие данные за 2021 год были обнародованы в конце марта 2022-го.
В 2021 году доходы РЖД от грузовых перевозок и предоставления доступа к инфраструктуре увеличились на 8% - до 1,6 трлн рублей. Значительно увеличились доходы от пассажирских перевозок - на 43,7%, до 223,7 млрд рублей. Операционные расходы по итогам 2021 года увеличились на 11,4% и достигли 2,4 трлн. рублей. Показатель EBITDA в 2021-м поднялся в 1,2 раза и составил 503,82 млрд рублей.
По состоянию на 31 декабря 2021 года объем долгосрочных заемных средств РЖД составлял 1,32 трлн рублей (на 31 декабря 2020 года - 1,32 трлн рублей), краткосрочных - 289,99 млрд рублей (на 31 декабря 2020 года - 298,5 млрд рублей).
К концу 2021 года эксплуатационная длина железных дорог РЖД составляла 85,6 тысячи км, доля в грузообороте РФ - 47,2%, в пассажирообороте - 25%. РЖД эксплуатировали около 20 тысяч локомотивов, через дочерние структуры владеют 145,2 тысячи грузовых вагонов, 18 тысяч пассажирских вагонов дальнего следования. Пригородное сообщение обслуживали 24 пригородные пассажирские компании.
По состоянию на 31 декабря 2021 года уставной капитал РЖД измерялся 2,56 млрд обыкновенных акций и 150 млн привилегированных акций номиналом 1 тыс. рублей каждая.[8]
2020
Объединенная выручка «РЖД» - 13 685 367 тыс рублей
По итогам 2020 года компания «РЖД» снизила выручку на 2% - до 13 685 367 тыс рублей. Данные включают объединенную выручку четырех инсорсинговых компаний РЖД со следующими оборотами за 2020 год: ООО «Отраслевая сервисная компания Инфотранс» (2 626 758 тыс. руб.), АО НИИАС (6 250 612 тыс. руб.), ОЦРВ (4 272 372 тыс. руб.), «РЖД-технологии» (535 625 тыс. руб.) В ранкинге TAdviser "Крупнейшие ИТ-инсорсинговые компании в России" компания «РЖД» заняла третью строчку. В 2019 году аналогичный показатель составлял 13 944 228 тыс рублей.
Снижение выручки на 9% до 2,27 трлн руб, убыток 52,9 млрд руб
По данным МСФО, чистый убыток РЖД в 2020 году составил 52,9 млрд рублей против прибыли в 2019 году. Причина такого результата — убыточность пассажирского сегмента. Доходы РЖД на фоне пандемии COVID-19 по итогам 2020 года снизились на 9,1% в сравнении с уровнем 2019 года и составили 2,279 трлн рублей. Доходы от грузовых перевозок и предоставления доступа к инфраструктуре, которые входят в это значение, снизились на 4,2% (в сопоставимых условиях без учета показателей "Трансконтейнера" за 2019 год - на 2,2% при падении погрузки на 2,7%).
Доходы от пассажирских перевозок в условиях антикоронавирусных мер упали на 41,7%. Доходы от предоставления логистических услуг — на 8,1%. Операционные расходы снизились на 4,1%. Они составляют 2,252 трлн рублей. В РЖД также отметили, что инвестиционная программа холдинга в 2020 году реализована в объеме более 717 млрд рублей. Это максимум с момента создания РЖД.
Информатизация и цифровые технологии
Основная статья: Информационные технологии в РЖД
РЖД управляют одной из крупнейших информационных систем в мире и TAdviser внимательно следит за её развитием.
Стратегия цифровой трансформации
Основная статья: Стратегия цифровой трансформации РЖД
ИТ-инсорсинг в РЖД
Основная статья: ИТ-инсорсинг в РЖД
Квантовые технологии
Основная статья: Квантовые технологии в РЖД
Беспилотные поезда в РЖД
Основная статья: Беспилотные поезда в РЖД
История
2024: Сокращение на треть инвестпрограммы до 2030 года. Куда пойдут ₽5,7 трлн
В ноябре 2024 года стало известно о решении Министерства экономического развития сократить долгосрочную инвестиционную программу РЖД до ₽5,7 трлн на период до 2030 года, что на 54% меньше первоначально заявленной суммы в ₽12,41 трлн. Данная инициатива вошла в стратегию развития железнодорожной инфраструктуры.
Как передает «Коммерсантъ», наиболее существенное сокращение затронет развитие Восточного полигона, где финансирование может уменьшиться в 6,7 раза — до ₽558,7 млрд вместо планировавшихся ₽3,84 трлн.
Руководитель «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отметил: РЖД в 2024 году уступила значительную часть грузовой базы автотранспорту, что требует пересмотра инвестиционных приоритетов, особенно в части Восточного полигона. |
Развитие подходов к портам Северо-Запада также подвергнется значительному сокращению — с ₽882,5 млрд до ₽105,9 млрд на завершение текущих работ, а финансирование достижения целевых показателей уменьшится с ₽262,7 млрд до ₽9,2 млрд.
Инвестиции в подходы к портам Азово-Черноморского бассейна планируется снизить с ₽211 млрд до ₽151,2 млрд по текущим проектам, а средства на достижение целевых показателей сократятся с ₽511,6 млрд до ₽13,3 млрд.
Неизменным останется финансирование высокоскоростной магистрали Москва—Петербург в размере ₽264,7 млрд. Инвестиции в модернизацию и закупку подвижного состава претерпят минимальное сокращение — с ₽1,87 трлн до ₽1,85 трлн.
РЖД также сохранит финансирование в размере ₽48,8 млрд на централизованное размещение сотрудников в комплексе Moscow Towers в «Москва-Сити». В компании заявили, что средства будут получены от реализации высвобождаемой недвижимости и непрофильных активов.
По информации РЖД, корректировка инвестиционной программы не повлияет на запланированную индексацию тарифов на грузоперевозки, которая составит 13,8% с 1 декабря 2024 года.[9]
2023
Разработка инвестпрограммы на 11 трлн рублей до 2030 года
ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) разработали инвестиционную программу объемом 11 трлн рублей до 2030 года. Об этом в середине декабря 2023 года рассказал первый вице-премьер Андрей Белоусов, который в Правительстве РФ курирует транспортную отрасль. По его словам, основными направлениями развития железнодорожной отрасли, вошедшими в документ, стали:
- переориентация грузовых потоков в интересах всех грузоотправителей;
- обеспечение перевозок пассажиров, где «важно находить баланс между грузовыми и пассажирскими перевозками, и перевозками отдельных видов грузов»;
- технологическая независимость. По словам Белоусова, железнодорожный комплекс страны должен опираться на собственные российские разработки и решения.
Все обозначенные направления найдут отражение в финансовом плане и инвестиционной программе РЖД в период до 2030 года, - подчеркнул первый вице-премьер на открытии IV железнодорожного съезда в середине декабря 2023 года. |
Минэкономразвития предлагает направлять средства ФНБ на финансирование дефицита инвестпрограммы РЖД до 2030 года, поскольку, как отмечают в ведомстве, тарифы монополии в 2024–2030 годах будут расти медленнее инфляции, Данная инициатива, как считают в министерстве, сократит издержки грузоотправителей, уточняется в пояснительной записке к документу. Но при росте тарифа РЖД медленнее инфляции дефицит собственных и бюджетных средств (включая средства ФНБ) для финансирования инвестиционной программы РЖД может составить около 40% (или 11–13% выручки), отмечает Минэкономразвития. Дефицит восполнят заимствования и дополнительные средства ФНБ. Какой объем средств ФНБ Минэкономразвития предлагает направлять на финансирование дефицита инвестпрограммы монополии, к декабрю 2023 года непонятно.[10]
Найм осужденных на работу
В ноябре 2023 год стало известно о решении РЖД нанимать осужденных к принудительным работам и иностранных граждан. Как уточнил заместитель генерального директора компании Дмитрий Шаханов, в первую очередь РЖД нужны такие работники в труднодоступных районах Забайкальского края.
По словам Шаханова, РЖД уже начали взаимодействие с Федеральной службой исполнения наказаний по вопросу трудоустройства осужденных к принудительным работам. При этом компания понимает все риски таких людей, но считает это дополнительной возможностью.
Вторым вариантом восполнения кадрового дефицита может быть привлечение иностранных граждан. Хотя тут, как отметил Шаханов, с их привлечением есть целый ряд проблем, в том числе и то, что касается заработной платы в пересчете на рубли. Потребность в таких работниках будут определять в разрезе конкретных предприятий.
Как отметил замглавы РЖД, к ноябрю 2023 года всей российской промышленности и всем компаниям приходится работать в беспрецедентных условиях.
По-другому, кроме как кадровым голодом, эти процессы не назовешь, - подчеркнул Шаханов, добавив, что свободного персонала на рынке нет, и приоритет для кадровых подразделений - привлечение персонала. |
Причины дефицита рабочей силы, по его мнению, кроются в демографии и активном развитии промышленности, в том числе оборонной. Топ-менеджер подчеркнул, что ситуация ведет к «гонке» заработных плат.
Реально происходит «гонка» заработных плат. Этот процесс, безусловно, нужно остановить, причем на государственном уровне, - считает он. |
РЖД для привлечения и удержания работников используют такие методы, как изменение корпоративной культуры, повышение оплаты труда, эффективности подбора и обучения персонала, улучшение социальной поддержки, пояснил Шаханов.[11]
Докапитализация от государства на 162 млрд рублей
Правительство РФ докапитализирует «Российские железные дороги» (РЖД) на 162 млрд рублей. Об этом в начале ноября 2023 года сообщил министр транспорта России Виталий Савельев на заседании кабмина.
Российскими железными дорогами будет обеспечено рекордное выполнение инвестиционной программы в объеме 1,2 трлн рублей. При этом следует отметить, что более 90 млрд рублей – это опережающее выполнение следующих лет, - сообщил Савельев. |
По его словам, увеличение уставного капитала РЖД на 162 млрд рублей состоится до конца 2023 года с целью формирования дополнительных источников инвестиций. При этом есть возможность использовать по решению правительства с 2024 года 45,5 млрд рублей для инвестирования в 2023-м, добавил он.
Указанные средства будут направлены на дальнейшую реализацию проекта развития Центрального транспортного узла, квантовых коммуникаций и приобретение нового современного подвижного состава, – пояснил министр (цитата по «Интерфаксу»). |
В основу формирования инвестиционной программы на 2024 год легли прогнозные параметры социально-экономического развития России. Все показатели деятельности РЖД запланированы с ростом. Так, погрузка на следующий год оценивается в 1,265 млрд тонн (+1,7% к уровню 2023 года). Грузооборот составит 3,4 трлн ткм (+3,4%). Кроме того, прогнозируется дальнейший рост пассажирооборота до 128 млрд пасс.-км (+1%).
На обновление подвижного состава запланировано 230 млрд рублей. Планируется приобрести свыше 500 локомотивов, более 280 вагонов электропоездов «Ласточка» и прочего моторвагонного подвижного состава, что, в свою очередь, обеспечит занятость комплекса отечественного машиностроения. Также в инвестпрограмме закладываются средства на реализацию программы по обновлению инфраструктурного комплекса, в рамках которой будет отремонтировано более 5,5 тыс. км пути.[12]
Инвестиции РЖД за 20 лет достигли 9,3 трлн рублей
Инвестиции РЖД за 20 лет работы достигли 9,3 трлн рублей. ОБ этом генеральный директор компании Олег Белозеров рассказал в начале октября 2023 года.
Мы последние годы идем с очень серьезным приростом. Купили за 20 лет почти 21 тыс. новых пассажирских вагонов. Приобрели порядка 9,5 тыс. локомотивов. Цифры грандиозные, — сообщил глава РЖД в интервью «РИА Новости». |
По его словам, только в 2023 году РЖД инвестировали около 1,2 трлн рублей, а на 2024-й компания готовит инвестпрограмму на 1,3 трлн рублей.
Общее мнение: если будет возможность, нас нужно максимально поддержать, чтобы мы, в свою очередь, не сдерживали экономику, - добавил Белозеров. |
Как отмечает «РИА Новости», капитальные расходы РЖД на 2023 год изначально составляли свыше 1,07 трлн рублей. Это был рекордный объем. Инвестпрограммы госмонополии, созданной в 2003 году, в предыдущие годы не превышали эту планку.
В начале октября 2023 года Олег Белозеров также рассказал, что длина главных путей Российских железных дорог составляет порядка 86 тыс. километров, но, если брать развернутую длину, то она составляет 127 тыс. километров.
Например, мы строим вторые пути на БАМе и Транссибе. По общей длине основных путей прирастаем не сильно, но по развернутой длине рост очень заметен. Из нового — у нас построены подходы к Крымскому мосту, обход Украины, уникальная дорога к горному кластеру в Сочи и многое другое, — перечислил он. |
Также Белозеров отметил, что РЖД регулярно бьют рекорды СССР и видят, что спрос на перевозки по железной дороге превышает возможности инфраструктуры.
Регулярно бьем рекордные показатели времен Советского Союза. У нас выше грузооборот, скорость и ряд других показателей. Мы поднялись на верхние позиции в мировом рейтинге железных дорог. Российские железные дороги сегодня самые грузонапряженные в мире, занимают второе место по грузообороту, третье место — по протяженности, — добавил он.[13] |
Выделение 20 млрд рублей на железные дороги к портам Азово-Черноморского бассейна
РЖД выделяют 20 млрд рублей на железные дороги к портам Азово-Черноморского бассейна (АЧБ). Об этом 10 июля 2023 года сообщил замглавы компании Андрей Макаров. По его словам, речь идет о средствах на 2023 года, причем их объем больше расходов за 2022-й (насколько он, не уточнил).
Как сообщил Макаров, к июлю 2023 года провозная способность железнодорожных подходов к портам АЧБ составляет 125 млн тонн против 100 млн тонн двумя годами ранее. К 2025 году провозная способность должна достигнуть 131 млн т в год, а к 2030 г. – 150 млн т.
Это целевой показатель программы развития АЧБ до 2030 года, которая в данный момент разрабатывается нашими институтами, – добавил топ-менеджер РЖД. |
Он отметил, что холдинг уже модернизировал станцию Тихорецкая Северо-Кавказской железной дороги, пропускная мощность участка выросла на 27% по отношению к 2022 году. Холдинг продолжает модернизацию других участков.
Мы работаем по Тимашевской, мы работаем на Приволжской, по Максиму Горькому, мы работаем по Волжскому по станциям для того, чтобы дополнительно те мероприятия, которые у нас остаются по АЧБ, чтобы их завершить, - пояснил Макаров (цитата по ТАСС). |
Источник «Коммерсанта» на рынке отмечает, что планируемого объема в 150 млн тонн к 2030 году будет недостаточно. Уже к июлю 2023 года, по словам собеседника, необходимо около 180 млн тонн и не менее 200–220 млн тонн в год к 2030 году.
По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, объем перевозок через порты АЧБ будет расти быстрее, чем прогнозировалось до начала спецоперации. Он отмечает, что сейчас существуют серьезные проблемы с инфраструктурой на подходах к портам юга. Одним из примеров являются ограничения по экспорту угля из Тамани и по вывозу контейнеров из Новороссийска. Спрос на перевозки увеличивается из-за роста объема грузовых перевозок, пассажирского движения и спроса на экспортные и импортные перевозки через южные порты.[14]
2022
Правительство одобрило масштабный ремонт инфраструктуры РЖД на 7,6 трлн рублей
В конце декабря 2022 года правительство одобрило программу приведения железнодорожных путей в «нормативное состояние», затраты на которую с учетом закупок техники должны составить в 2023–2035 годах 7,6 трлн рублей.
Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на соответствующий документ, программа предполагает капитальный ремонт 82,2 тыс. км железнодорожного пути. Более половины придется на Северо-Западный полигон (44,2 тыс. км). На Южном полигоне предполагается отремонтировать 15,5 тыс. км, на Восточном — 22,6 тыс. км. Также планируется реконструировать более 4 тыс. искусственных сооружений.
Инвестиции с учетом расходов 2022 года, но без учета вложений в путевую технику оцениваются в 6,6 трлн рублей. С 2023 года и с учетом путевой техники эта цифра составит 7,6 трлн рублей. В ОАО «РЖД» изданию подтвердили, что программа утверждена властями.
В то же время отмечается, что в период с 2023 по 2035 год на капитальный ремонт путей будет потрачено порядка 3,8 трлн рублей, порядка 2,6 трлн рублей — на реконструкцию искусственных сооружений и оздоровление земляного полотна, и ещё 1,1 трлн рублей планируется вложить в обновление парка путевой и дорожно-строительной техники.
В программе поэтапного вывода путевого комплекса ОАО «РЖД» на нормативный уровень до 2035 года отмечается, что все работы должны быть профинансированы монополией, но нет детального плана финансирования.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что главный вопрос в том, насколько ОАО РЖД в состоянии реализовать такие масштабные планы без ущерба для ключевых проектов, в первую очередь Восточного полигона, то есть мобилизовать трудовые ресурсы, технику и так далее. Распределение работ по направлениям в краткосрочной перспективе целесообразно было бы скорректировать, полагает он: сейчас вопросы вызывает недостаточное внимание к финансированию на подходах к портам юга, где работы следовало бы активизировать, тогда как на северо-западе их можно отнести на более поздний срок.[15]
Мишустин утвердил инвестпрограмму РЖД в 1,07 трлн рублей
В ноябре 2022 года Правительство РФ одобрило инвестпрограмму РЖД на 2023 год объемом 1,074 трлн рублей, что практически на треть больше, чем в 2022-м. Как пишут «Ведомости» со ссылкой на пресс-службу кабмина, аппарат правительства утвердил основные параметры финплана и инвестпрограммы монополии, а примет их уже совет директоров компании.
Министр транспорта Виталий Савельев перечислил основные направления инвестиций в 2023 году. По его словам, 440 млрд рублей, или более 40% от объема инвестпрограммы, предусмотрено на реализацию проектов комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, из них на развитие второго этапа Восточного полигона будет выделено 250 млрд рублей.
На проекты обновления железнодорожной инфраструктуры в 2023 году полагается 350 млрд рублей, из которых 160 млрд рублей будет направлено на ремонт более 4,8 тыс. км путей. Средства на закупку подвижного состава увеличены в 1,5 раза относительно ранее утвержденных параметров и составят более 202 млрд рублей.
Еще 15 млрд рублей придется взнос в уставный капитал Федеральной пассажирской компании («дочка» РЖД, занимающаяся поездами дальнего следования) на приобретение 225 пассажирских вагонов, почти 9 млрд рублей – на проекты социального развития.
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин обратил внимание на то, что железнодорожный транспорт является стратегической отраслью, которая "способствует росту национальной экономики, содействует увеличению торгового оборота и загрузке отечественной промышленности, расширению производственной кооперации".
Компания РЖД является одним из крупнейших заказчиков для малого и среднего бизнеса, создает дополнительные рабочие места в машиностроении, добывающей, обрабатывающей промышленности, а также в сфере информационных технологий, - отметил глава кабмина.[16] |
Инвестпрограмма в 2023-2025 годах превысит 3 трлн рублей
Инвестиционная программа РЖД в 2023-2025 годах превысит 3 трлн рублей. Об этом стало известно 18 октября 2022 года.
Для финансирования приоритетных инвестпроектов объем инвестиционной программы РЖД в текущем году составит свыше 800 млрд руб. На следующие три года ее размер суммарно превысит 3 трлн руб., что также поможет развитию смежных отраслей и предприятий, которые обеспечивают производство и поставку необходимой продукции, — заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин на совещании по вопросам развития ж/д инфраструктуры в РФ. |
Совет директоров РЖД 12 октября 2022 года утвердил скорректированную инвестиционную программу на 2022 год в размере 847 млрд рублей, дополнительно планируется профинансировать модернизацию локомотивов, обновление путевой инфраструктуры и моторвагонного подвижного состава.
По словам премьер-министра, в условиях беспрецедентных санкций в центре особого внимания правительства находится создание новых транспортных маршрутов, прежде всего коридоров Восточного и Азово-Черноморского направлений, а также международного «Север-Юг».
Для выстраивания новой экспортно-импортной логистики правительство сформировало комплексный план мероприятий и проектов, который направлен на строительство высокотехнологичной инфраструктуры. Все дорожные карты рассчитаны до 2030-года с общим объемом финансирования свыше 4,5 трлн рублей, в том числе около 300 млрд из федерального бюджета, - отметил Мишустин. |
Он добавил, что по консервативному варианту прогноза объем грузопотока всеми видами транспорта по направлению «Север-Юг» вырастет за этот период на 135% к уровню 2021 года, примерно до 32,5 млн тонн, по Азово-Черноморскому направлению - почти на 70%, и составит около 300 млн тонн, а по восточному - увеличится на четверть, достигнув порядка 350 млн тонн.[17]
Кабмин увеличил уставный капитал РЖД на 22 млрд рублей
В августе 2022 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым увеличил уставной капитал «Российских железных дорог» (РЖД) на 21,88 млрд рублей. Наращивание произойдет в том числе:
- На 18,3 млрд рублей путем размещения 18,3 млн дополнительных привилегированных акций типа Б номинальной стоимостью 1 тыс. рублей за акцию, которые подлежат использованию для развития инфраструктуры Центрального транспортного узла;
- На 3,58 млрд рублей путем размещения 3,6 млн дополнительных обыкновенных акций стоимостью 1 тыс. рублей Из них 2,05 млрд рублей — на проведение реконструкции пункта «Лианозово» Московских центральных диаметров (МЦД-1); 1,5 млрд рублей — на транспортное обслуживание МЦД-4; 0,03 млрд рублей — на пешеходный переход через ж/д ветку в аэропорт Внуково.
По данным на сайте РЖД, на 19 апреля 2022 года уставный капитал компании составлял 2 трлн 723,302181 млрд рублей, и был разделен на 2 млрд 573 млн 302 тыс. 181 обыкновенных и 150 млн привилегированных акций номиналом 1000 рублей каждая.
В марте 2022 года «Известия» писали, что на реализацию первоочередных мер по поддержке российской экономики из федерального бюджета выделят более 1 трлн рублей. Одна из крупных статей расходов – транспорт. На докапитализацию РЖД для поддержки реализации инвестиционной программы и цифровизации планируется направить 250 млрд рублей, еще 25 млрд рублей пойдет на помощь авиакомпаниям, включая субсидирование кредитования, лизинговых платежей и текущей деятельности.
По данным «Ведомостей», Минэкономразвития инициировало обсуждение плана-графика разработки новой системы железнодорожных тарифов и 9 августа 2022 года провело заседание комитета по вопросам тарифного регулирования Совета потребителей по вопросам деятельности РЖД. [18]
2021
Средняя скорость поездов - 104,2 км/ч
Третье место в рейтинге крупнейших российских компаний по капитальным вложениям
В ноябре 2022 года журнал Forbes опубликовал рейтинг крупнейших российских компаний по объему капитальных вложений за пять лет — 2017-2021 гг. За этот период компании рейтинга суммарно инвестировали почти 42 трлн рублей. Подробнее здесь.
Правительство утвердило инвестпрограмму РЖД на 3 трлн рублей
Правительство РФ на заседании 2 декабря 2021 года утвердило инвестиционную программу РЖД на 3 трлн рублей. Она рассчитана на три года.
Согласно финансовому плану РЖД, компания потратит 1,02 трлн рублей в 2022 году, 1,14 трлн рублей – в 2023-м и 1,1 трлн рублей – в 2024-м.
Объем действующей к началу 2021 года инвестпрограммы РЖД до 2023 года, утвержденной в начале 2021-го, составляет около 2,3 трлн рублей, в том числе на 2021-й – 731,6 млрд рублей, 2022-й – 807,4 млрд рублей и 2023-й – 760,6 млрд рублей.
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин назвал РЖД целой отраслью, важной для экономики и инфраструктурного развития регионов. По его словам, более 3 трлн рублей средств железнодорожники получат впервые, однако и задачи, которые стоят перед ними, являются масштабными.
В числе первоочередных председатель Правительства РФ назвал продолжение работ в рамках проекта восточного коридора, который включает БАМ и Транссиб. Также в планах создание Северного широтного хода для развития транспортной инфраструктуры в Арктике, обновление железнодорожного сообщения центрального транспортного узла и целого ряда других направлений.
Особое внимание будет уделено качеству подвижного состава. Пассажиры должны ездить в комфортных, современных вагонах со всеми удобствами, включая доступ к цифровым сервисам, будь то маршруты дальнего следования или пригородные поезда. Кроме того, важно продолжать ремонт и обновление железнодорожных путей, строительство мостов и других объектов, — перечислил премьер. |
Ранее правительство опубликовало проект постановления о выделении РЖД субсидии в 140 млрд рублей в 2025–2026 годах. Выделяя средства на операционную деятельность в будущем, правительство пополняет EBITDA компании и соотношение с ней долга уже в настоящем, что позволит ОАО «РЖД» уже в 2022 году занять дополнительные средства, чтобы покрыть дефицит инвестпрограммы.[19]
Строительство новой штаб-квартиры за 127 млрд рублей
25 февраля 2021 года ВЭБ.РФ сообщил, что госкорпорация назначена организатором синдицированного кредита на строительство новой штаб-квартиры РЖД.
Речь идет о многофункциональном комплексе, который должен быть построен на территории Рижского грузового двора в Москве. Ожидаемый размер финансирования общественно-деловой части проекта составит около 127 млрд рублей.
По данному синдицированному кредиту уже есть банки-интересанты, «которым важно организовать этот проект через механизм «Фабрики проектного финансирования». Данный механизм подразумевает, что синдикат кредиторов, организованный госкорпорацией, возьмет на себя 80% финансирования, то есть 101,6 млрд рублей.
Общая площадь застройки составит 457,1 тыс. кв. м, проект будет возведен на территории Рижского грузового двора в Москве. Новый общественно-деловой район будет включать в себя объекты культуры, спорта, образования, современные форматы офисных пространств и торговли и рекреационные зоны, отметили в госкорпорации ВЭБ.РФ.
Строительство штаб-квартиры РЖД станет крупнейшим проектом развития городской территории в рамках Фабрики проектного финансирования. ВЭБ.РФ как оператор этой правительственной программы не только производит отбор инвестиционных проектов для участия в программе, но и является одним из участников синдиката, — заявил первый заместитель председателя – член правления ВЭБ.РФ Николай Цехомский. |
По его словам, проект позволит превратить привокзальную территорию в современное городское пространство, что созвучно со стратегическим вектором ВЭБ.РФ по развитию городской экономики.
Со стороны ОАО РЖД проект курирует заместитель гендиректора госкомпании Александр Плутник, возглавлявший ранее компанию «Дом.РФ». Строительство комплекса планируется начать в 2022 году.[20]
2020
ИТ-директора РЖД Евгения Чаркина повысили до заместителя гендиректора компании
В декабре 2020 года Евгений Чаркин, с 2015 года занимавший должность директора по ИТ РЖД, решением совета директоров был назначен заместителем гендиректора компании. Подробнее здесь.
На 200 млрд. рублей будет сокращена инвестиционная программа РЖД в 2020 году за счет уменьшения затрат на проектирование
На 200 млрд. рублей будет сокращена инвестиционная программа РЖД в 2020 году за счет уменьшения затрат на проектирование, сообщает Интерфакс.
Первоначально финансирование предполагалось в 820 млрд. рублей.
Сокращение инвестиций, прежде всего, затронули проекты, где есть возможность сдвинуть сроки их реализаций и не увольнять персонал.
Также предприятие будет продолжать вести строительные работы по проектам, реализуемым по поручению Правительства РФ, в том числе по модернизации БАМа и Транссиба, с соблюдением мер, обеспечивающих защиту рабочих и служащих в неблагоприятных эпидемиологических условиях.
Кроме того, будут реализовываться и строительные проекты, связанные с организацией непрерывного перевозочного процесса.
2019
Данные 700 тыс. сотрудников РЖД оказались в открытом доступе
27 августа 2019 года стало известно о том, что персональные данные 703 тыс. сотрудников РЖД оказались в открытом доступе в интернете. Об утечки сообщил в техноблоге Habr.com специалист по корпоративной защите данных, техдиректор DeviceLock Ашот Оганесян.
В интернет утекли такие данные, как ФИО, дата рождения, СНИЛС, адрес и номер телефона. Кроме того, в открытый доступ попали должности и фотографии сотрудников.
По словам Оганесяна, откуда произошла утечка — неизвестно, но есть предположение, что это база данных службы безопасности.
В комментариях к сообщению пользователи высказали несколько предположений. Например, некоторые считают, что могли бы быть потеряны данные, которые использовались при регистрации на неком кадровом портале, запущенном полгода назад. Родственники сотрудников отмечают, что в РЖД проводились курсы по информационной безопасности. При этом логины и пароли для тестирования были предоставлены службой безопасности компании.
Как сообщил Ашот Оганесян, получившие доступ к чужим данным злоумышленники? поблагодарили РЖД за «предоставленную информацию, путем бережного обращения с персональными данными своих сотрудников».
Представитель РЖД сообщил РБК, что компания начала проверку по поводу публикации в открытых источниках персональных данных сотрудников компании.
Готовятся материалы для передачи в правоохранительные органы, — добавил он. |
В РЖД также заявили, что утечка не коснулась персональных данных клиентов, поскольку система продажи билетов имеет защиту персональных данных высокой степени надежности.
К концу июня 2019 года численность персонала РЖД составляла около 730 тыс. человек. Таким образом, утечка затронула 96% сотрудников железнодорожного оператора.
Для сотрудников компании РЖД создали сервисный пoртал. Доступ в личный кабинет рабoтники компании также могут получить с компьютера, планшета и смартфoна.
Утверждена долгосрочная программа развития РЖД до 2025 года
Распоряжением правительства от 19 марта 2019 года утверждена долгосрочная программа развития «Российских железных дорог» до 2025 года.[21] В рамках реализации программы, в частности, предусматривается переход на «цифровую железную дорогу».
TAdviser изучил материал и выделил моменты, связанные с цифровизацией ЖД-компании. Подробнее здесь.
2018: План увольнения 42 тыс сотрудников к 2025 году
29 июня 2018 года было объявлено, что "Российские железные дороги" к 2025 г. планируют сократить численность сотрудников на 42 тыс. человек, следует из долгосрочной программы развития компании.
В это время в РЖД работают 737,4 тыс. человек. Численность сотрудников планируется снизить за счет естественного оттока персонала, перераспределения трудовых ресурсов и внедрения новых технологий.
Отмечается, что после такого шага средняя зарплата в компании вырастет примерно до 80 тыс. руб., тогда как сейчас она составляет 55 тыс[22].
2014: Чистый убыток по РСБУ - 44 млрд руб
Выручка РЖД в 2014 году выросла на 1,8%, до 1,402 трлн руб. В то же время, на 1,9% (до 1,343 млрд руб.) повысилась и себестоимость продаж. В итоге валовая прибыль осталась на уровне 58,569 млрд руб., а прибыль от продаж - на уровне 58,5 млрд руб. (оба показателя снизились на 0,5%)[23].
В итоге РЖД в 2014 году получили чистый убыток по РСБУ в размере 44,078 млрд руб., говорится в отчете компании.
В 2013 году перевозчик получил чистую прибыль в 740 млн руб. Основной причиной убытка в 2014 году стал существенный рост "прочих" расходов - с 233,9 млрд руб. до 315,5 млрд руб. Источник в РЖД пояснил "Интерфаксу", что речь идет о росте курсовых разниц в связи с девальвацией рубля в конце года.
"На протяжении 2014 года российские валютные рынки были подвержены высокой волатильности, а курс рубля по отношению к основным мировым валютам значительно снизился. Часть кредитного портфеля (РЖД - ИФ) выражена в иностранной валюте (доллары, евро, швейцарские франки и фунты стерлингов). В результате значительного снижения курса рубля в IV квартале произошел рост финансовых затрат в рублевом эквиваленте и возникли убытки от курсовых разниц", - говорится в отчетности.
Представитель РЖД напомнил "Интерфаксу", что "замораживание" тарифов на грузовые ж/д перевозки привело к тому, что компания недополучила 67 млрд руб. доходов. Также, по его словам, негативное влияние на финансовые результаты в 2014 году оказало продолжающееся замедление экономического роста в России, из-за чего погрузка снизилась на 0,8%.
Компенсировать негативное влияние этих факторов, по словам собеседника агентства, позволили повышение внутренней эффективности, сокращение расходов и увеличение результативности операционной деятельности (в том числе за счет увеличения доли более маржинальных грузов в структуре перевозок). Кроме того, структурные преобразования обеспечили рост прочих доходов, подкрепленный управлением ликвидностью, процентными доходами и риск-менеджментом.
Сумма обязательств РЖД по займам и кредитам увеличилась в 2014 году на 32,3%, до 856,22 млрд руб., при этом краткосрочный долг вырос в 3,8 раза, до 140,5 млрд руб. (с 5,7% до 16,4% от общего портфеля).
Несмотря на то что доля РЖД в общем объеме грузооборота составляет 86,6%, что позволяет считать компания монополистом, финансовые результаты говорят о практически бедственном положении. Доля в пассажирообороте составляла по итогам 2014 г. 26,4%, но и этот показатель снижается.
В 2005 г. чистая прибыль достигала 114,4 млрд руб., но за следующие 10 лет показатель не только не вырос, а РЖД скатилась в убыток. По итогам 2014 г. размер убытка составил 99,3 млрд руб. В самой компании убыток объясняют отрицательными курсовыми разницами, по этой статье размер убытка составил почти 140 млрд руб[24].
Необходимо отметить, что по сравнению с 2013 г. потери РЖД заметно снизились, так как тогда убыток превышал 198 млрд руб. В 2013 г. такой огромный размер убытка связан с обесценением основных средств и нематериальных активов. В любом случае для госкомпании такая неэффективность вряд ли может быть чем-либо оправдана.
При этом традиционно проблемы объяснялись слишком слабым ростом тарифов, а в начале 2014 г. Якунин называл причиной убытка заморозку тарифов на перевозку нефти и нефтепродуктов. Впрочем, компания тогда получила 26 млрд в виде компенсации убытков для модернизации инфраструктуры. Общий размер государственной поддержки в 2014 г. составил 112,2 млрд руб.
Примечательно, что, основываясь на увеличении потерь, РЖД в 2015 г. добилась повышения тарифов на грузоперевозки на 10%, а также должна получить около 30 млрд руб. в виде новых субсидий. А уже на 2016 г., по словам главы РЖД, компании потребуются субсидии в размере 140 млрд руб.
Эксперты отмечают, что госкомпания выбрала наиболее простой путь повышения доходов за счет повышения тарифов, а не, например, роста доходов от погрузки за счет модернизации инфраструктуры, повышения оборота за счет более выгодных условий и так далее.
На тарифную политику РЖД еще в 2014 году жаловались крупные металлургические компании страны. Было направлено соответствующее письмо президенту Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву. В нем представители компаний отмечали, что вынуждены сокращать объем перевозок, а это нанесет удар как по самим предприятиям, несколько десятков из которых вынуждены будут закрыться или окажутся на грани банкротства, так и по железнодорожной компании.
При этом автомобильные и авиаперевозчики вполне успешно конкурируют с РЖД, предлагая клиентам выгодные условия, тем самым отбирая долю компании даже в экспортных перевозках.
Хотя доля пассажирских перевозок в доходах РЖД невысока и она в несколько раз меньше доходов от грузоперевозок, последние скандалы были связанны именно с этим сегментом.
В 2014 г. было отменено около 580 электричек в 26 регионах, тогда как их общее количество не превышает 6,5 тыс. Конечно, некоторым населенным пунктам были предложены альтернативные автобусные маршруты, но необходимо учитывать, что к некоторым просто нет нормальных дорог, а электричка была единственной возможностью добраться до места без своего автомобиля.
С другой стороны, с 2010 г. за пригородное сообщение в регионах отвечает не сама РЖД, а ее дочерние компании, а каждый регион, устанавливая тарифы, должен выплачивать разницу между затратами перевозчика и реальными расходами.
Пригородное сообщение вообще не было прибыльным, поскольку часто наполняемость обеспечивается только в сезон, а в другое время они ходят полупустыми; некоторые направления менее популярны, чем другие, и т.д.
По данным РСБУ РЖД, до выделения пригородного сообщения в дочерние компании потери достигали 25-30 млрд руб. в год. Но тогда никто не говорил об отмене. Когда же бремя расходов легло на плечи регионов, то выяснилось, что многие просто недовольны непрозрачной тарифной политикой, а расходы считают завышенными.
"Мы не готовы компенсировать неэффективные затраты "дочки" РЖД. Примерно 80–85% расходов приходится на обслуживание подвижного состава и его аренду у материнской компании. Это непрозрачные для нас цифры, мы эти цифры не признаем", — отмечал губернатор Вологодской области Олег Кувшинников.
Только после вмешательства Владимира Путина было отменено решение об отмене электричек и начал прорабатываться вопрос снижения нагрузки на перевозчиков и регионы. Но неясно, почему РЖД, зная о всех проблемах, предпочла просто уйти от ответственности за пригородное сообщение, а не предложила альтернативные варианты правительству?
Объем инвестпрограммы РЖД просто колоссальный. На 2015 г. запланированы расходы по этим статьям на уровне 414 млрд руб., а обычно на эти цели выделяется не менее 300 млрд руб. (в 2014 г. было выделено 396 млрд руб.).
Вот только эффективность подобных затрат, судя по показателям, весьма сомнительна. В правительстве, судя по всему, это понимают, так как в 2014 году были введены показатели KPI для РЖД. Оценивается коммерческая, операционная эффективность, эффективность работы локомотивов, обслуживания и модернизации инфраструктуры, вагонов. Неясно, когда они будут опубликованы и будут ли вообще выполнены.
Напомним, что Владимир Якунин пришел в РЖД, для того чтобы осуществить реформу железнодорожного транспорта, которая началась еще в 2000 г. При этом сама реформа была разработана консалтинговой компанией McKinsey.
Возможно, изначально реформа, за основу которой были взяты европейские страны, не отвечала российской действительности. Сейчас у РЖД просто нет источников внутреннего финансирования при растущем долге.
Если попытаться сбалансировать бюджет за счет доходов, то необходимо будет так повысить тарифы, что вряд ли кто-то сможет пользоваться железными дорогами вообще. Единственный выход – государственные субсидии. Но это, конечно, не отменяет вопросов низкой эффективности.
2013: План выделения 150 млрд руб на модернизацию БАМа
На август 2013 года свершившимся фактом можно считать выделение из Фонда национального благосостояния 150 миллиардов рублей на реконструкцию БАМа и Транссиба.
2012: Работа в ноль
Чистая прибыль РЖД в 2011 году составила почти 170 миллиардов рублей, в 2012-м — 78 миллиардов, из которых 56,7 миллиарда пришлось на прямые субсидии из федерального и местных бюджетов. Их РЖД получает в качестве компенсации за регулирование тарифов со стороны чиновников.
Без учета бюджетных денег РЖД оказались бы фактически у нулевой отметки, а без учета распродажи непрофильных активов — и вовсе убыточным. Многочисленные дочерние предприятия принесли РЖД в виде дивидендов лишь скромные 14 миллиардов рублей.
В структуре расходов РЖД большую часть составляют заработная плата и социальные отчисления — на них пришлось 649 миллиардов рублей из 1,5 триллиона общих расходов.
Стоимость компании: 1,1 трлн руб или $34 млрд
В конце 2012 года руководитель компании Владимир Якунин отмечал, что при существующей конъюнктуре 25 процентов акций монополии можно было бы продать на рынке за 280 миллиардов рублей. Получается, что всю компанию Якунин оценил в 1,12 триллиона рублей (около 34 миллиардов долларов по текущим курсам). Получается, что в РЖД оценивают свои активы дешевле, чем рынок оценивает другие крупные государственные компании — «Газпром» (3,1 триллиона рублей), «Роснефть» (2,4 триллиона) и Сбербанк (почти два триллиона). Кроме того, РЖД по такой оценке оказывается даже дешевле «Лукойла» (1,6 триллиона).
Оценку Якунина можно считать консервативной, тем более что сам он в конце 2012 года был крайне заинтересован в ее занижении: малая сумма доходов от приватизации должна была отпугнуть (и отпугнула) правительство от продажи 25 процентов акций РЖД. Сам же Якунин заявлял, что уже через четыре-пять лет РЖД должна стоить 86-129 миллиардов долларов (2,8-4,3 триллиона рублей по текущим курсам).
Эта оценка — уже из разряда крайне оптимистичных: так дорого монополия не оценивалась по крайней мере все посткризисное время. Ранее журнал «Финанс» ежегодно публиковал рейтинг крупнейших компаний России, в том числе и непубличных, и в последнем выпуске этого рейтинга РЖД оценивалась в 90 миллиардов долларов (2,5 триллиона рублей по тогдашним курсам). За год РЖД, по версии «Финанса», подорожала на 90 процентов, а за два года — в три раза.
Команда аналитиков «Финанса» перешла в другое издание — CEO. По словам эксперта журнала Андрея Школина, с которым удалось связаться «Ленте.ру», на август 2013 года стоимость РЖД можно было бы оценить в 50-60 миллиардов долларов, то есть существенно дороже, чем это сделал Якунин, но дешевле, чем она котировалась пару лет назад. В числе основных причин снижения оценки Школин назвал общее падение российского фондового рынка и ослабление курса рубля.
Эксперт пояснил, что считал капитализацию РЖД с помощью проведения аналогов с публично торгующимися компаниями похожего профиля, прежде всего Canadian Pacific Railway и Canadian National Railway. «При этом условно считалось, что более низкая эффективность работы РЖД компенсируется эксклюзивным положением монополии на российском рынке», — добавил Андрей Школин.
На рынке есть и другие методы оценки РЖД. Так, Алексей Павлов из брокерского дома «Открытие» предложил посмотреть не на капитализацию зарубежных аналогов, а на российские компании, скажем, на Globaltrans, транспортного оператора в России, СНГ и странах Балтии. Он оценивается на рынке в пять показателей EBITDA (прибыль до амортизации и налогов). По словам Павлова, РЖД, как государственная компания, менее эффективна, поэтому рынок может дать ей оценку чуть меньше, чем у Globaltransa, где-то в районе 4 EBITDA. В 2012 году у РЖД прибыль до амортизации и налогообложения составляла 319 миллиардов рублей, что дает общую оценку компании в 1,28 триллиона рублей (38,7 миллиарда долларов). Из этой суммы Павлов предлагает еще и вычесть чистый долг, который составляет около одной годовой прибыли.
При этом аналитик подчеркивает, что на август 2013 года на рынке сложилась крайне неудачная ситуация для российских компаний, особенно государственных, которые сейчас оценивают по самым низким мультипликаторам.
Наиболее оптимистичную оценку стоимости РЖД «Ленте.ру» дали Alpari: по расчету аналитика этой компании Анны Кокоревой, базирующейся на последних финансовых отчетах монополии, РЖД может стоить 95-100 миллиардов долларов.
Разброс оценок связан прежде всего с тем, что хотя капитализация компании, на которую ориентируются инвесторы, и определяется по рыночным котировкам, трейдеры реагируют не только на финансовые показатели эмитента. Едва ли не важнее для них оказываются «второстепенные» факторы: сколько акций торгуется на рынке (free float), какова конъюнктура, сколько компания готова платить в качестве дивидендов и так далее. Ясно одно: за последние годы РЖД никак не подорожала и неизвестно, когда инвесторы смогут оценить ее так же, как несколько лет назад — особенно если компания не расчистит завалы из непрофильного бизнеса и по-прежнему будет искать финансирования для крупных проектов исключительно в казне страны. Время для сверхвыгодной приватизации монополии ушло, теперь РЖД имеет смысл продавать только с целью улучшить инвестиционный климат: пресловутые миноритарии будут заботиться об эффективности РЖД гораздо внимательнее, чем государство.
1,49 млрд на выплаты членам правления
В 2012 году из зарплатного фонда 1,49 миллиарда рублей монополия потратила на выплаты 24 членам правления РЖД, остальные сотрудники компании вынуждены довольствоваться гораздо меньшими зарплатами. Если предположить, что в монополии по-прежнему работает около миллиона человек, то получится в среднем по 54 тысячи на человека в месяц «грязными»; если взять на веру просочившийся в интернет закрытый документ РЖД о численности сотрудников и условиях труда в монополии, то тогда средние зарплаты увеличатся до 60 тысяч.
1916
Обратите внимание на редкий сейчас тип пылесоса — "пневматический", работающий от сжатого воздуха. В нём нет никаких электромоторов — всасывание осуществляется за счёт эжекции от струи сжатого воздуха, пылесос подключается не к электросети, а к сети сжатого воздуха, наподобие тех, что устанавливаются в автосервисах, для работы с пневмоинструментом. В сравнении с электрическим очень тихий, не гудит, а тихонько шипит. Полная электробезопасность. И большая энергия всасывания.
Снова пневмопылесосы без электропривода в России появились спустя почти сто лет.
1905: Двухэтажные вагоны
1891: Начало строительства Транссиба
Транссибирская железнодорожная магистраль (Транссиб), Великий Сибирский Путь (историческое название) — железная дорога между Челябинском и Владивостоком, соединяющая европейскую часть России с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами. Построена в 1891—1916 годы.
Длина магистрали по окончании строительства составляла 8,3 тыс. км.
1851: Открыто сквозное железнодорожное движение между Москвой и Санкт-Петербургом
В августе 1851 года было открыто сквозное железнодорожное движение между Москвой и Санкт-Петербургом.
На 9 поездах были перевезены два батальона лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков, два эскадрона лейб-гвардии Кавалергардского и Конного полков и дивизион гвардейской артиллерии.
13 ноября 1851 года, было открыто железнодорожное сообщение между Москвой и Санкт-Петербургом.
Первый поезд из 6 вагонов отправился из Санкт-Петербурга в день открытия 1 ноября 1851 года в 11 часов 15 минут, и через 21 час 45 минут прибыл в Москву. Именовался в то время этот участок железной дороги Петербургско-Московским.
1843: Начало строительства железной дороги между Петербургом и Москвой
Решение о строительстве железной дороги между Петербургом и Москвой было принято в связи с необходимостью разгрузить водный и гужевой транспорт. 27 мая 1843 года началось строительство старейшей в России и самой длинной двухпутной железной дороги в мире, длиной в 604 версты (645км). Построены были вокзалы в Москве и Санкт-Петербурге, 34 станции и 190 мостов.
Смотрите также
- Российские железные дороги, Департамент финансов
- Центральная станция связи, филиал ОАО РЖД
- Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом, филиал ОАО РЖД
- Филиал ОАО «РЖД» Октябрьская железная дорог
- Филиал ОАО «РЖД» Горьковская железная дорога
- Филиал ОАО «РЖД» Северная железная дорога
- Самарский проектно-изыскательский институт Желдорпроект Поволжья (РЖД)
- Лискинский песчаный карьер, филиал ОАО РЖД
- ТрансТелеКом
- ТТК-Северо-Запад
Примечания
- ↑ Министерство путей умножения
- ↑ РЖД поднимается на башню
- ↑ Чистая прибыль РЖД по РСБУ выросла в 2023 году в 2,5 раза
- ↑ РЖД в 2023 году зафиксировали 36%-й рост объема перевозок с Китаем
- ↑ В 2023 году на сети ОАО «РЖД» перевезено 1,2 млрд пассажиров
- ↑ В 2022 году РЖД перевезли максимальный за всю историю объём грузов на восток
- ↑ Пассажиропоток железной дороги в 2022 году не дотянул до доковидных показателей
- ↑ Чистая прибыль РЖД по МСФО в 2021 году составила 50,7 млрд рублей
- ↑ Рельсы разгружают от денег
- ↑ [РЖД разработали инвестпрограмму на 11 трлн рублей до 2030 года https://www.interfax.ru/russia/936360]
- ↑ РЖД решила нанимать осужденных и мигрантов
- ↑ РФ докапитализирует РЖД на 162 млрд рублей – глава Минтранса
- ↑ Инвестиции РЖД за 20 лет превысили девять триллионов рублей
- ↑ На развитие ж/д сети Азово-Черноморского бассейна направят более 20 млрд рублей
- ↑ Пути программы неисповедимы
- ↑ Правительство одобрило инвестпрограмму РЖД на 2023 год в размере 1,074 трлн рублей
- ↑ Мишустин: суммарный объем инвестпрограммы РЖД в следующие три года превысит 3 трлн рублей
- ↑ Кабмин увеличил уставный капитал РЖД почти на 22 млрд рублей
- ↑ Заседание Правительства
- ↑ РЖД найдут деньги на новую штаб-квартиру за счет продажи недвижимости и банковских займов
- ↑ Утверждена долгосрочная программа развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года
- ↑ РЖД сократит 42 тысячи рабочих мест
- ↑ РЖД в 2014 году получили 44 млрд рублей чистого убытка
- ↑ Почему на самом деле Якунин уходит из РЖД